Протокол №108 от 28.03.2012 заседания Правления АНН

Протокол № 108 от 28.03.2012 заседания Правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков. Пути решения принципиальных вопросов предприятиями нефтепереработки.

Протокол № 108
заседания Правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков

Москва, 28 марта 2012г.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Члены Правления: Баженов В.П., Догадин О.Б. (по поручению Иванова И.В.), Злотников Л.Е., Канделаки Т.Л., Капустин В.М., Кричко А.А. (по поручению Крылова В.В.), Зуев С.Ф., Набиуллин Ф.Т. (по поручению Ракитского В.М.), Киселев В.А. (по поручению Кантышева В.К.), Хаджиев С.Н., Хурамшин Т.З.
По приглашению: Бацелев А.В. (ЗАО «Нефтехимпроект»), Бычков С.Л. (ЗАО «Атлант-промресурс»), Гильманов Ф.С. (ОАО «ТАНЕКО»), Заворотный С.А. (ООО «Газпром переработка»), Занозина И.И. (ОАО «СвНИИНП»), Зергау Конрад (ООО «Енисей»), Ионов В.И. (ГУП «ИНХП РБ»), Лебедев Ю.Н. (ООО «КЕДР-89»), Левинбук М.И. (РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина), Персиянцев Г.В. (ООО МК «РИФИН»), Петрушин В.Ю. (ГК «Трансбункер»), Самарина А.С. (ИК СО РАН), Селифанов И.В. (НПЦ «Динамика»), Тонконогов Б.П. (РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина), Топорков В.М. (ООО «Енисей»), Трофимов А.Б. (ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов»), Удод С.И. (ЗАО «Корпорация ОРЕЛНЕФТЬ»), Филь С.Ю. (ООО «ЭКО ТЭК Групп»).

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Основные проблемы нефтепереработки и нефтехимии в новых условиях.
Докладчики:
Шахназаров А.Р. – зам. генерального директора
Чесновицкий К.Г. – главный специалист
Рябов В.А. – генеральный директор

2. О приеме в члены АНН:
- ООО «ЭКО ТЭК Групп»
- ЗАО «Корпорация ОРЕЛНЕФТЬ»
Докладчик: Рябов В.А. – генеральный директор

3. Разное
Докладчик: Рябов В.А. – генеральный директор

*************

1. Основные проблемы нефтепереработки и нефтехимии в новых условиях
(А.Р. Шахназаров, К.Г. Чесновицкий, В.А. Рябов)

Решению проблем нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей промышленности в настоящее время уделяется большое внимание на всех уровнях государственной власти и нефтяными компаниями.

Основные документы, регламентирующие
деятельность нефтеперерабатывающей отрасли:

- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р;

- Генеральная схема развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена приказом Минэнерго России от 06.06.2011 года.

- План развития газо- и нефтехимии до 2030 года. Утвержден приказом Минэнерго России 01.03.2012 года.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 748, закрепляющие обязательства нефтяных компаний по модернизации нефтеперерабатывающих заводов.

Однако, в утвержденной в апреле 2011 г. Правительственной комиссией по ТЭКу генеральной схеме развития нефтяной промышленности на период до 2020 года усиливается сырьевой вектор развития топливно-энергетического комплекса страны: к 2020 году из 500 млн. т/год добываемой нефти на переработку внутри страны предусматривается 230 млн. т/год, на экспорт – 270 млн. т/год (т.е. экспортируется нефтяного сырья на 14,8% больше, чем перерабатывается внутри страны). Т.е. вроде бы меры принимаются на всех уровнях исполнительной власти, но нефтепереработка пока остается на самом низком уровне, на оста-точном сырьевом уровне. Причем в генеральной схеме нефтяной отрасли до 2020 г. отсутст-вуют показатели до 2015 года. Кроме того, в генеральной схеме не предусматривается весьма важный для характеристики развития экономики и благосостояния населения страны показатель уровня душевого потребления нефтепродуктов и индекс комплексности Нельсона. А в ЭС-2030 капитальные вложения на втором этапе (2015-2022 гг.) по непонятным причинам снижены в 3 раза.

«Мы должны развернуть эти потоки (деньги и инвестиции) в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса, это принципиальное условие создания и развития новой экономики в нашей стране, иначе мы рискуем и дальше сохранять ущербный характер экономики с преобладающим сырьевым сектором», говорил В.В. Путин, выступая в декабре 2011 г. на съезде «Деловой России». Он поручил Минэкономразвития и Минфину провести налоговый маневр и оптимизировать те налоги, от которых зависит экономический рост.

Следует отметить, что при существующей в настоящее время для нефтеперерабатывающей промышленности налогового бремени, а также действующей системе двойного налогообложения нефтепереработка не может существовать (доля налогов в промышленности – 40%, в добыче нефти – 50%, в нефтепереработке – 60%).

Пути решения принципиальных вопросов предприятиями нефтепереработки

Итоги последних лет показали, что многими предприятиями ищутся пути не решения принципиальных вопросов, а как, не решая их, можно неплохо жить.

Например: глубокая переработка нефти – основной позор российской нефтеперера-ботки, из года в год снижается. В заключенных 4-х сторонних соглашениях отсутствует це-лый ряд объектов глубокой переработки нефти.

Среднеотраслевая глубина переработки нефти в 2011 г. составила 70,6%.
По этому показателю лидирует Уфимская группа заводов.

Наименование предприятия

Глубина переработки, %

ОАО «Уфанефтехим»

92,0

АО «Ново-Уфимский НПЗ»

87,2

ОАО «Уфимский НПЗ»

75,8

 

Также можно сказать о лидирующих позиций ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть».
Непростая ситуация в ОАО «ТНК-ВР», ЗАО «ФортеИнвест», ООО «Нефтегазиндуст-рия», ОАО «НК «Роснефть».
В ОАО «НК «Роснефть» только один завод (ОАО «Ангарская НХК») имеет показатель по глубине переработки нефти выше среднеотраслевого.

Наименование предприятия

Глубина переработки, %

ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»

74,1

ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»

69,0

ОАО «Сызранский НПЗ»

64,9

ОАО «Ачинский НПЗ»

62,5

ООО «РН-Комсомольский НПЗ»

60,3

ОАО «Куйбышевский НПЗ»

60,0

ООО «РН-Туапсинский НПЗ»

53,8

 

Необходимо принять меры по реализации программы ОАО «НК «Роснефть» по модернизации НПЗ, и в первую очередь по вводу таких мощностей как каталитический крекинг в ОАО «Куйбышевский НПЗ» и ОАО «Сызранский НПЗ». Однако здесь имеются подвижки.

«ОАО «НК «Роснефть» выделила на 2012 год дополнительные средства на модернизацию и реконструкцию своих НПЗ.

«ОАО «НК «Роснефть» ввела новую должность — вице-президента по нефтепереработке. Пост занял гендиректор Ачинского НПЗ Игорь Павлов. Он станет ответственным за выполнение программы модернизации семи заводов госкомпании. Основная задача нового вице-президента — проследить за реализацией инвестиционной программы, чтобы она была выполнена в срок и эффективно. Если все планы будут реализованы, маржа нефтепереработки может вырасти на 30—50% с текущих около 18 долл./барр.» (источник: РБК, 13.03.2012 № 44).

Для стимулирования внедрения процессов глубокой переработки нефти Правительством РФ были приняты соответствующие меры. Введена с 1 октября 2011 г. система расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты «60-66-90», которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2011 № 716. Однако следует отметить, что принятая система расчетов ведет к увеличению нагрузки на мазут и одновременно способствует снижению таможенных пошлин на нефть. А это ведет к усилению сырьевого век-тора развития экономики страны. При этом глубина переработки нефти снижается.

Другой пример. Начиная с 2006 года, мы на заседаниях Правления Ассоциации периодически рассматривали вопросы состояния и развития «средних» НПЗ. Были даны рекомендации по их развитию, чтобы они были современными и конкурентоспособными. Пошло 6 лет, а положение с развитием этих заводов не изменилось.

АНН беспокоится об их дальнейшей судьбе, рассматривает проблемы этих заводов на заседаниях Правления, а они в это время ищут только сиюминутный выход из положения. Так ряд НПЗ стали выпускать печное топливо, которое используют потребители в качестве дизельного топлива. И, как результат, опять можно ничего не делать. А что дальше?

О снижение расходов в государственных компаниях

Президент Д.А. Медведев почти год назад поставил перед крупнейшими госкомпаниям ТЭКа задачу — за три года снизить расходы на 27%.

Считаем, что и нам надо изучать и систематически не прекращать их рассматривать вопросы снижения расходов и принимать по ним меры. Это можно осуществить при развитии конкурентоспособного производства, энергосбережения, автоматизации и компьютеризации, высокой квалификации кадров и соответствующей оплате труда – как видим про-грамма грандиозная.
Нефтяным компаниям надо более активно проводить политику строительства на НПЗ собственных энергоблоков. Для стимулирования их строительства надо просить Минэнерго России подготовить проект федерального закона о доступе генерирующих мощностей на НПЗ к внешним электрическим сетям.
Эту программу можно и нужно решать как первоочередную и стратегическую, так она дает выгоду в разы больше, чем торговля нефтью.

Вопросы экологии, охраны труда и промышленной безопасности

Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков (АНН) в своей деятельности уде-ляет большое внимание вопросам промышленной безопасности.
Вопросы экологии, охраны труда и промышленной безопасности должны, безусловно, быть в центре нашего внимания, мы их неоднократно рассматривали и давали предложения для их решения. За них должны отвечать не только руководители предприятий, но и Компании, в руках которых находятся ресурсы.

На заседании Правления АНН в 2011 г. дважды рассматривался вопрос «О разработке проекта технического регламента «О безопасности нефтеперерабатывающих, нефтегазохимических и газоперерабатывающих комплексов».

Минэнерго России делегировало ОАО «Газпромнефть» разработку проекта техниче-ского регламента «О безопасности нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов». Проект регламента был разработан и сдан для дальнейшей работы с ним в Минэнерго России.

Однако дальнейшая работа с этим регламентом Минэнерго России была приостановлена.
Взамен Минэнерго России подготовило проект Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к нефтеперерабатывающим, нефтегазохимическим и газоперерабатывающим комплексам». Однако редакция проекта технического регламента требует существенной доработки с участием специалистов отраслевых проектных организаций и Ростехнадзора.

Экономичная и безаварийная эксплуатация оборудования
нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств

Постоянно ужесточающиеся требования обеспечения безопасной эксплуатации нефтехимических производств заставляют руководство нефтяных компаний совершенствовать технологию производства и систему управления. В настоящее время разработаны и внедряются новые возможности экономичной и безаварийной эксплуатации оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.

Так ООО «НПЦ Динамика» (г. Омск) разработана и внедрена инновационная технология безопасной ресурсосберегающей эксплуатации технологических комплексов НПЗ. Благодаря многолетним фундаментальным и прикладным исследованиям, а так же широкомасштабному внедрению на нефтеперерабатывающих предприятиях РФ и СНГ систем автоматической вибродиагностики и комплексного мониторинга состояния оборудования КОМПАКС® научно-производственным центром «Динамика» разработаны и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии введены в действие с января 2011 г. национальные стандарты ГОСТ Р 53563-2009 «Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Порядок организации», ГОСТ Р 53564-2009. «Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Требования к системам мониторинга», ГОСТ Р 53565-2009. «Мониторинг состояния оборудования опасных производств. Вибрация центробежных насосных и компрессорных агрегатов».

Вышеперечисленные стандарты позволяют перейти от системы планово-предупредительного обслуживания к безопасной ресурсосберегающей эксплуатации оборудования опасных производств по фактическому техническому состоянию в реальном време-ни на основе систем мониторинга.
Системы автоматической вибродиагностики и комплексного мониторинга со-стояния оборудования КОМПАКС® превосходят по своим техническим и потребительским характеристикам системы мониторинга других мировых производителей по уровню технико-экономической эффективности и опережают наиболее близкие аналоги минимум на 10 лет, не имеет аналогов в мире.

Также эффективной является Программа, позволяющая определить состояние оборудования и прогнозировать срок его безаварийной эксплуатации на основе оценок риска (методология RBI (Risk Based Inspection) – обследования на базе анализа риска).

О гармонизации отечественных и европейских норм в сфере безопасности и экологии.
Одной из важных проблем в строительстве и развитии новых НПЗ, является проблема высоких издержек в реализации инвестиционных проектов, связанных с отсутствием гармонизации отечественных и европейских норм в сфере безопасности и экологии.
На совещании в г. Сочи В.В. Путин отметил, что необходимо как можно скорее при-вести стоимость возведения объектов инфраструктуры в соответствие с мировыми стандартами. «У нас все дороже, потому что мы пользуемся регламентами 1960-1970-х годов».
Учитывая изложенное, мы предлагаем рассмотреть возможность прямого при-менения западных норм при проектировании и строительстве объектов нефтепереработки и нефтехимии.
В настоящее время нефтяными компаниями разработаны и внедряются существенные программы по модернизации и реконструкции НПЗ. При реализации этих программ заводам целесообразно по возможности снести все старые морально и физически изношенные технологические установки и объекты общезаводского хозяйства.

Следует отметить, что при модернизации и реконструкции НПЗ, с вводом новых со-временных технологических процессов одновременно решаются и вопросы промышленной безопасности и экологии.

Однако высокие финансовые вложения нефтяных компаний в модернизацию старых морально и физически устаревших производств не делает их конкурентоспособными с пере-довыми западными фирмами по высокозатратности производственного процесса, энергети-ческого обеспечения, системам управления производством и др., что в конечном итоге нега-тивно сказывается на ценообразовании конечной продукции.

Производительность труда и заработная плата

Ввод новых современных технологических процессов при модернизации и реконструкции НПЗ с обязательным совершенствованием систем автоматизированного управления производственными процессами, в т.ч. создание единых операторных управления производством ведет к увеличению производительности труда. По имеющимся данным заработная плата на НПЗ реально практически не растет.

О технологических платформах

Технологическая платформа – это механизм частно-государственного партнерства в области научно-технического и промышленного развития, обеспечивающий выработку и реализацию долгосрочных приоритетов в масштабах отдельных секторов экономики на основе общего видения будущего данного сектора, формируемого заинтересованными сторонами (наука, бизнес, потребители) и направленный на объединение усилий науки и бизнеса на всем протяжении цикла разработки и производства инновационной продукции вокруг наиболее перспективных с точки зрения спроса инновационных проектов.

Технологические платформы появились и получили распространение в Евросоюзе.
Это позволит изменить сырьевую направленность экономики РФ, обеспечив производство высокотехнологичной продукции и продажу конкурентоспособных на мировом рынке технологий, поможет внедрить новые инновационно-направленные российские разработки.

Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. (протокол № 4) в составе 27 утвержденных технологических платформ из 200 пред-ставленных к рассмотрению проектов вошла и технологическая платформа «Глубокая переработка углеводородных ресурсов».
Однако в этой ТП отсутствуют в первоочередных задачах объекты глубокой переработки нефти.

 

О состоянии отраслевой науки

В Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030) отмечено, что для достижения стратегической цели инновационной и научно-технической политики в энергетике необходимо решение следующих задач:

- воссоздание и развитие научно-технического потенциала, включая фундаментальную науку, прикладные исследования и разработки, модернизацию экспериментальной базы и системы научно-технической информации;
- совершенствование применительно к энергетике всех стадий инновационного процесса, повышение востребованности и эффективности использования результатов научной, проектно-конструкторской, изобретательско-рационализаторской деятельности;
- защита прав на результаты научно-технической деятельности;
- сохранение и развитие кадрового потенциала и научной базы, интеграция науки, образования и инновационной деятельности.

При рассмотрении проекта «дорожной карты», в рамках ЭС-2030 Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков направила в Минэнерго России предложения по оказанию финансовой поддержки отраслевым научно-исследовательским институтам. Однако эти предложения в окончательной редакции ЭС-2030 не были учтены.

В ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года было обеспечено проведение большого комплекса работ по приоритетным направлениям, в т.ч. по федеральным целевым программам:

- Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 годы;
- Национальная технологическая база на 2007 — 2011 годы;
- Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы.

Вопрос о сложном финансовом состоянии отраслевых институтов и невостребованности отечественных разработок со стороны российских нефтяных компаний при строительстве и модернизации нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств неоднократно рассматривался на заседаниях Правления Ассоциации.

При этом наши институты имеют целый ряд конкурентоспособных проектов технологических процессов для переработки нефти и нефтехимии, не уступающих лучшим мировым аналогам.
По данным РАН вклад России в мировую науку составил только 2%, при этом вклад ученых США в мировую науку в 2009 году оценивается в 35%.

Сейчас только в США на постоянной основе трудится 1 млн. ученых и специалистов из России, которые создают более четверти американских технологических новинок.
Особенно необходимо отметить ряд негативных факторов, ограничивающих работу некоторых отраслевых институтов. При этом помощи государства отраслевым институтам, акционером которых является государство, нет.

ОАО «ЦНИИТЭнефтехим»
7 апреля 2006 г. был совершен рейдерский захват здания, принадлежащего ОАО «ЦНИИТЭнефтехим» на правах собственности, организованный ООО «ТРАНСАЭРО ТУРС ЦЕНТР» с применением судебного пристава и вневедомственной охраны ГУВД Москвы.
Несмотря на длительный период борьбы за сохранения института результат этих дей-ствий сказался положительно. В настоящее время Следственный комитет РФ наконец-то возбудил уголовное дело о рейдерском захвате ОАО «ЦНИИТЭнефтехим».

ОАО «ВНИИНЕФТЕХИМ»
Сложная ситуация складывается в ОАО «ВНИИНЕФТЕХИМ», г. Санкт-Петербург. Решением арбитражного суда от 09.12.2011 по отношению ОАО «ВНИИНЕФТЕХИМ» введена процедура внешнего Управления сроком на 18 месяцев. Назначен внешний Управляющий института. А это один из путей, ведущих к банкротству института. (Это вклад «Росимущества» в модернизацию).

ОАО «ВНИКТИНефтехимоборудование»
В настоящее время в институте остается вакантной должность генерального директора (ра-нее занимавший этот пост А.Е. Стародубцев, уволился по собственному желанию). Ассоциация обратилась в Минэнерго России письмом от 12.01 2012 № АС-2, в котором рекомендовала на должность генерального директора института Грачева Сергея Леонидовича.
Следует отметить, что в связи с ожидаемой сменой курса предстоит колоссальная ра-бота по дальнейшему развитию нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленно-сти.

Корпорация нефтепереработчиков и нефтехимиков (КНН)

В практике стран с развитой рыночной экономикой корпорация является наиболее распространенной формой организации управления крупным производством. Корпорация (акционерное общество) – это организация, созданная для защиты интересов и привилегии ее участников, образующая самостоятельное юридическое лицо и выступающая от их лица.

В Западной Европе с 1994 года на основе государственно-частного партнерства запущены и уже в значительной степени реализованы проекты на сумму более 120 миллиардов долларов.

Сущностная трансформация национальной экономики России под влиянием глобализации, усиления конкуренции в мировой экономике, интеграции и интернационализации хозяйственной деятельности привела к возникновению и усилению таких новых форм хозяйственной деятельности, как корпорации.
Корпорации – это хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на определенном рынке. Это большие производственные комплексы, сфера деятельности которых связана не только с производственной, но и с финансовой деятельностью.

Перестройка организационной структуры российской экономики на базе крупных межотраслевых корпораций стала настоятельной практической задачей. Для многих современных предприятий образование корпораций является условием выживания: сохранения кадров, научных подразделений, социальной инфраструктуры, получения заказов, обеспечения материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции. Для экономики в целом такое направление организационного развития стало предпосылкой подъема и прогресса.

Экономика России опирается на деятельность крупных монополий, а мировой рынок – это рынок транснациональных корпораций, разделенный между ними. Организационная структура российской промышленности довольно близка к корпоративной. Это ставит условия выбора перед средними НПЗ – индивидуальное выживание или объединение интересов. А есть ли выбор?

Ранее некоторыми нефтяными компаниями прорабатывался вопрос строительства нефтехимического комплекса в г. Абинск Краснодарского края (Юг России вместо выведенных из эксплуатации мощностей Грозненских НПЗ), а также в Мурманске и Архангель-ске (незамерзающее море) – ОАО «ЛУКОЙЛ», строительства нефтеперерабатывающего за-вода на северо-западе России с использованием Балтийской трубопроводной с системы (БТС-2) — Кириши – 2 — ОАО «Сургутнефтегаз».
Затем политика компаний в этом вопросе изменилась. С точки зрения бизнеса началось приобретение этими компаниями НПЗ в Европе, а вопросы строительства новых НПЗ в России остались не решенными, что негативно сказывается на такие факторы, как дополнительные рабочие места, прибыль, налоги.

Меняется ориентация стратегии развития новых НПЗ, от копеечных вложений на выработку прямогонных нефтепродуктов, до миллиардных вложений в глубокую переработку углеводородного сырья и выпуск конкурентной наукоёмкой продукции. Если сравнить возможности ВИНК, где сосредоточены основные сырьевые ресурсы, ключевые места переработки и сбыта продукции, огромные финансовые потоки и, естественно, возможности не выживания, а распоряжения рынком сбыта готовой продукции, т.е. вытеснения и влияния на слабых игроков. А средние НПЗ являются сильными или слабыми? Независимость НПЗ является больше термином, нежели завоёванным фактическим положением. Это отчётливо прослеживается в характере предложений по дальнейшему развитию НПЗ, которые представлены на рассмотрение в АНН. Большинство заводов, если не пересмотрят свою стратегию развития и структурных преобразований, будут просто не состоятельными продолжить свой бизнес в нефтепереработке после 2015 года.

Сегодня ещё не упущена уникальная возможность, не создавая нового (это время), а использовать уже имеющиеся структуры АНН, в составе которой задействованы 8 комитетов, в состав которых входят ведущие учёные и специалисты отрасли. Понятно, что этот потенциал не доступен в отдельности для каждого НПЗ, но может эффективно использован в рамках объединения (лат. Corporatio) Корпорации.
Корпорация способствует решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики. Первая проблема заключается в привлечении капитала для осуществления крупных проектов. Участие в корпорации имеет ряд выгод: во-первых, четко определяется доля собственности, которую впоследствии можно продать, и, во-вторых, акционеры несут лишь ограниченную ответственность по обязательствам корпорации.

Вторая проблема заключается в диверсификации риска, т.е. его распределении. Поскольку каждый инвестиционный проект предполагает определенный риск, инвестор предпочитает поделить свои сбережения на части, вложив их в большое число компаний, и таким образом снизить степень риска. Акции корпорации в интересах учредителей могут быть свободно представлены на IPO, что создает благоприятные условия для диверсификации риска и дополнительного привлечения дешёвых финансовых средств для инвестиционных целей.

В рамках корпорации права и ответственность могут быть делегированы структурам, управляющими маркетингом, техническими разработками, снабжением, производством и сбытом. Такой подход эффективен для компаний нефтепереработки со стабильным выпуском ограниченного числа однородных продуктов, где экономия на масштабе производства настолько велика, что целесообразно сконцентрировать производство в одном подразделении (например, прямогонные бензины, остатки гидрокрекинга, переработка предельных и непредельных сжиженных газов, отработанных катализаторов и многое др.)

Другим примером может служить ситуация, когда рынок отличается высокой степенью концентрации потребления. В этих условиях становится целесообразным объединять сбытовую деятельность, это особенно характерно для периферийных районов России и мест, где наблюдается использования в качестве моторных топлив контрафактной продукции.

Главная задача Корпорации – это посредничество между компаниями и государством. Государство не может извлечь максимальную выгоду от размещения и использования сред-них независимых НПЗ, а компании не могу достучаться со своими проблемами до Государства. Использование преимуществ государственного и частного партнёрства возможно толь-ко через структуру Корпорации.

Свежий пример, работая над экономическими расчётами проекта строительства или реконструкции НПЗ глубокой переработки нефти мощностью 4 млн. тонн в год, сталкиваемся с проблемой, мешающей обеим сторонам: государству и компании, строящей НПЗ.  Ориентировочная стоимость 3-4-х миллионного НПЗ составляет условно $ 2,0 млрд. НДС при строительстве составляет $ 229 млн., на который берётся кредит и который потом зачитывается после ввода НПЗ в эксплуатацию. Что выиграло Государство, сначала забрав деньги, затем вернув? Дало заработать банкам более $ 98 млн. и увеличило стоимость строительства! Какой выход?

Первый путь. Достучаться до первых лиц, которые использовали в своих программных обязательствах оказание всяческого содействия развитию бизнеса, чтобы отменить действие закона по НДС на строительство, тем более что требование по НДС было сформировано в советские времена в совсем иных условиях хозяйственной деятельности, как стимул ускорения строительства.
Другой путь, дать возможность оформить кредит по отсрочке уплаты НДС до наступления момента зачёта (списания). В крайнем случае, назначить уплату % на официальный уровень инфляции денежных средств.

Под силу решить этот вопрос отдельно компании или представить как отраслевую проблему для решения Корпорации! Цена вопроса, только для одной компании, строящей или модернизирующей НПЗ – экономия денежных средств более $370 млн., что составляет до 25% инвестиционных затрат (материал из технико-экономического расчёта строительства НПЗ мощностью по переработке нефти 4 млн. тонн в год при кредитной ставке 10%).

На заседании Правления АНН от 7 февраля с.г. подробно остановились на задачах, преимуществе и выгоде от создания КНН. Вроде, получили молчаливую поддержку. За прошедшие полтора месяца, оказывается, кроме потери времени ничего не изменилось. Проблем со строительством, по-видимому, у компаний нет. Готовы оплачивать любые затраты, суммы средств не беспокоят или не оценены. Проекты выполняются по принципу, чем дороже стройка, тем больше заработает разработчик.

Пример. Стоимость очистных сооружений для НПЗ с глубиной очистки промстоков до 0,05 мг/л по показателю «содержание нефтепродуктов» около $100 млн. Парк сырьевой и товарный – столько же.
До 50% затраты на оплату специализированным компаниям, от которых зависит согласование стройки или заложены строительные решения, на которые требуются завышенные расходы. В одиночку средним НПЗ многие проблемы, связанные с новым строительством не решить, а от их решения во многом будет зависеть участь завода. Экономия огромных денежных средств на строительстве является убедительным доказательством для нефтяных компаний средних НПЗ выступить с инициативой создания профессионального объединения.

Надо чётко понять, что Корпорация не иждивенческая надстройка, а компания, приносящая огромные дивиденды учредителям, имеющая возможности привлечения инвестиций или инвесторов, как со стороны Государства, так и частных лиц, способная в интересах учредителей создавать или привлекать финансовые и банковские структуры, страховые компании, способствовать строительству новых предприятий глубокой переработки углеводородного сырья, в т. ч. побочных продуктов, катализаторов и отходов производства.

В Корпорацию можно привлечь квалифицированные кадры учёных и специалистов, на которых сложился огромный дефицит в наше время, что позволит обеспечить подготовку собственных специалистов и управленческих кадров, практически, не вкладывая средств или с минимальными затратами.

Не воспользоваться имеющейся возможностью, значит подвергнуть бизнес переработки нефти дополнительному риску и внешнему влиянию монополий в жёстких условиях рынка, который после вступления России в ВТО стал уже межнациональным, тем более что углеводородные ресурсы всегда были и будут политизированы.

В прениях выступили: Генеральный директор ОАО «ВНИПИнефть» В.М. Капустин, генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-Консалт» Т.Л. Канделаки, профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина М.И. Левинбук и др.

РЕШЕНИЕ:

1) Рекомендовать нефтяным компаниям ОАО «ТНК-ВР», ЗАО «ФортеИнвест», ООО «Нефтегазиндустрия» и др. внести изменения в 4-х сторонние соглашения, дополнив его объектами глубокой переработки нефти.

2) В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о снижения за три года расходов на 27% рекомендовать нефтяным компаниям проводить политику строительства на НПЗ собственных энергоблоков.

3) С учетом рассмотрения в рамках оперативного штаба по перспективам развития «средних» НПЗ» рекомендовать заводам, которые были рассмотрены на штабе, внести коррективы в стратегию развития и структурных преобразований предприятий, с целью сохранения деятельности заводов после 2015 года.

4) Акционерам независимых средних НПЗ активизировать рассмотрение вопросов создания Корпорация нефтепереработчиков и нефтехимиков.

5) Считать приоритетным направлением развития нефтепереработки и нефтехимии строительство на основе государственно-частного партнерства современных нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов с высокоразвитой технологией глубокой переработки нефти на концах нефтепроводов и в приморских зонах по типу западных и развитых стран, что окажет существенное влияние на стабилизацию ценовой политики и снижение расходов на логистику.

6) Поддержать предложение АНН, направленное в Правительство Российской Федерации (письмо от 28.02.2012 № АС-36) о внесение изменений в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензинам, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», имея в виду его осуществление по территориальному принципу и переквалификации его действий на рекомендательный характер относительно моторных топлив для предприятий Минсельхоза, Минобороны и Госрезерва, а также дизельного топлива для дорожной, карьерной техники, тепловозных и судовых двигателей, не затрагивая оптовую и розничную торговлю основных потребите-лей.

7) Нефтяным компаниям, нефтеперерабатывающим заводам более активно проводить работы в области уменьшения объема выбросов, загрязнений и безопасности НПЗ. При этом имея в виду, что первоочередное строительство на НПЗ современных технологических комплексов, таких как гидрокрекинг, каталитический крекинг и др. позволит одновременно добиться уменьшения объема выбросов и загрязнений на НПЗ.

8 ) Просить Минэнерго России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации рассмотреть возможность прямого применения западных норм при проектировании и строительстве объектов нефтепереработки и нефтехимии.

9) В целях надежной работы и безаварийной эксплуатация оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств рекомендовать нефтяным компаниям:
- комплексно оснащать действующие, реконструируемые и вновь строящиеся производства системами мониторинга состояния оборудования КОМПАКС®, для чего на этапе составления технических заданий на проектирование включать в них разделы, посвященные проектированию систем мониторинга технического состояния оборудования технологических комплексов в реальном времени;
- использовать Программу RBI, позволяющей определить состояние оборудования и прогнозировать срок его безаварийной эксплуатации на основе оценок риска (методология RBI (Risk Based Inspection) – обследования на базе анализа риска).

2. О приеме в члены Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков ООО «ЭКО ТЭК Групп» и ЗАО «Корпорация ОРЕЛНЕФТЬ».

В Дирекцию Ассоциации поступили заявления генерального директора ООО «ЭКО ТЭК Групп» Филя С.Ю. (Исх.№ 1/3 от 26.03.2012г.) и Председателя Совета Директоров ЗАО «Корпорация ОРЕЛНЕФТЬ» Удода С.И. от 22.03.2012г. с просьбой принять их организации в члены Ассоциации.

Генеральный директор АНН Рябов В.А. вкратце изложил информацию об основных направлениях деятельности ООО «ЭКО ТЭК Групп» и ЗАО «Корпорация ОРЕЛНЕФТЬ» и готовности дальнейшего взаимного сотрудничества.

Предложено принять ООО «ЭКО ТЭК Групп» и ЗАО «Корпорация ОРЕЛНЕФТЬ» в члены Ассоциации.
Голосовали члены Правления и лица их замещающие (списком):
«За» — 11
«Против» — нет
«Воздержались» — нет

РЕШЕНИЕ:
Принять ООО «ЭКО ТЭК Групп» и ЗАО «Корпорация ОРЕЛНЕФТЬ» в члены Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков.

Генеральный директор В.А. Рябов

Добавить комментарий