Протокол №92 от 15.04.2009 заседания Правления АНН

Протокол №92 от 15.04.2009 заседания Правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков. О мерах по выполнению решений совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в г. Кириши. Об избрании делегатов в количестве 2-х человек на VIII съезд Российского союза товаропроизводителей (работодателей), который состоится 22 апреля 2009 г. О приеме в члены АНН ООО «Ильский НПЗ».

ПРОТОКОЛ № 92
заседания Правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков

 г. Москва, 15 апреля 2009г.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Члены Правления: Баженов В.П., Галиев Р.Г., Головнин А.А. (по поручению Кузьмина И.Г.), Горбунов С.И. (Минэнерго России), Злотников Л.Е., Капустин В.М., Лупанов Н.В. (по поручению Шекеры Д.В.), Мелинг А.А., Ракитский В.М., Рудяк К.Б. (по поручению Нападовского В.В.), Рябов В.А., Санников А.Л., Скоромец А.А., Хурамшин Т.З.

По приглашению: Гермаш В.М., Давыдов Б.Н. (ОАО «ВНИИ НП»), Зубренков В.И., Канделаки Т.Л. (ООО «ИнфоТЭК-Консалт»), Кушнир Г.В. (ЗАО «НефтеХимСервис»), Левинбук М.И. (ОАО «Московский НПЗ»), Мещеряков С.В. (РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина), Микерин Б.И., Томилов А.Ю. (ЗАО «НефтеХимСервис»), Тюрников А.Н. (Марийский НПЗ), Юшинский Л.Т. (ОАО «ВНИПИнефть»)

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. О мерах по выполнению решений совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в г. Кириши (Протокол от 12.02.2009 № ВП-П9-4пр) и заседания Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологических секторов экономики при Председателе Правительства Российской Федерации (п. 7 Протокола № 1 от 11 февраля 2009 г.) о формировании на базе научных и других организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере проектирования и строительства, сервисного обслуживания, инжиниринговой организации с участием государства в уставном капитале в целях максимизации привлечения отечественных производителей к модернизации и строительству новых НПЗ и обустройству месторождений углеводородного сырья.

Докладчики:
Капустин В.М. – генеральный директор ОАО «ВНИПИнефть»
Галиев Р.Г. – генеральный директор ОАО «ВНИИНП»
Хурамшин Т.З. – председатель Комитета по нефтепродуктообеспечению
Дунюшкина Р.Е. – председатель Комитета по экономическим реформам,
Рябов В.А. – генеральный директор АНН

2. Об избрании делегатов в количестве 2-х человек на VIII съезд Российского союза товаропроизводителей (работодателей), который состоится 22 апреля 2009 г.

Докладчик: Рябов В.А. – генеральный директор АНН

3. Об установлении должностного оклада генеральному директору АНН
в соответствии со штатным расписанием Дирекции АНН.

Докладчик: Капустин В.М.

4. О приеме в члены АНН ООО «Ильский НПЗ»

Докладчик: Рябов В.А. – генеральный директор АНН

5. Разное

***************

1. Капустин В.М. (генеральный директор ОАО «ВНИПИнефть»)

1.1 Во исполнение решения совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в г. Кириши (Протокол от 12.02.2009 № ВП-П9-4пр, п.17) в Минэнерго России проводится работа по разработке Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года. Для этих целей создана Рабочая группа по вопросам развития НПЗ и НХК, в которую вошли представители Минэнерго России, нефтяных компаний, нефтеперерабатывающих предприятий, отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов.

ОАО «ВНИПИнефть принимает активное участие в этой работе.

В рамках Рабочей группы по вопросам развития НПЗ и НХК ОАО «Газпром нефть» был разработан проект Технического задания (ТЗ) на выполнение научно-исследовательской работы к проекту Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года».

Важными моментами, нашедшими отражение в проекте ТЗ можно отметить:

- анализ и оценка внутреннего и внешнего спроса на нефть и нефтепродукты;

- развитие мощностей НПЗ и новые проекты;

- прогноз развития мощностей нефтепроводного и нефтепродуктопроводного транспорта;

- основные направления научно-технического прогресса в переработке нефти, минимизации затрат и повышение эффективности;

- энергосбережение и экология;

- инвестиции в нефтепереработку и транспорт нефти и нефтепродуктов;

-совершенствование государственной политики в нефтяном комплексе, в т.ч. в области налогообложения, ценовой и антимонопольной политики;

- развитие смежных областей: нефтяное машиностроение, черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность.

Генеральным подрядчиком и координатором работы определен ГУ Институт Энергетической стратегии.

ОАО «ВНИПИнефть» будет осуществлять анализ перспективных уровней переработки нефти в России, технологической модернизации нефтеперерабатывающего комплекса, формирование раздела «Развитие переработки нефти и газового конденсата».

Результаты данной работы будут использованы федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мер государственного регулирования в сфере нефтяной отрасли.

Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года будет использоваться в системе перспективного планирования. На ее основе Правительство будет принимать решения по оптимизации нагрузки на нефтяную отрасль, нефтяные компании принимать решения по формированию своих инвестиционных программ.

1.2 На заседании Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологических секторов экономики при Председателе Правительства Российской Федерации (Протокол № 1 от 11 февраля 2009 г.) принято решение (п. 7) поручить ряду федеральных органов исполнительной власти и ОАО «ВНИПИнефть» проработать вопрос о формировании на базе научных и других организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере проектирования и строительства, сервисного обслуживания, инжиниринговой организации с участием государства в уставном капитале в целях максимизации привлечения отечественных производителей к модернизации и строительству новых НПЗ и обустройству месторождений углеводородного сырья.

Создание инжиниринговой компании с участием государства в уставном капитале позволит:

- составить конкуренцию международным инжиниринговым компаниям на российском рынке;

- консолидировать российские компании по базовым технологиям, проектированию, поставкам отечественного оборудования, управлению проектами.

В сферу деятельности инжиниринговой компании должно войти: создание современных конкурентоспособных базовых проектов в области нефтепереработки, проектирование объектов строительства ТЭК, управление проектами, комплектация и поставка оборудования. Источником кредитования инжиниринговых услуг должен стать Российский банк.

В перечень услуг, оказываемых инжиниринговой компанией входит

- базовые технологии

1) Лицензируемые технологии

2_ Патентование, научные разработки;

- проектирование

1) Проектная документация, обеспечивающая равный доступ к реализации проектов отечественным производителям оборудования

2) Технические проекты оборудования

3) Утверждение проектной документации в государственной экспертизе

4) Спецификации оборудования

5) ППР и ПОС

- Комплектация и поставка оборудования

1) Тендерная документация на поставку оборудования

2) Совместно с Заказчиком выбор поставщиков оборудования

3) Сопровождение изготовления и доставки оборудования

- Управление проектом

Контроль :

1) затрат

2) качества

3) сетевого графика

4) изменений проекта

5) работы подрядчиков и их взаимодействия

6) отчетности

 ЗАДАЧИ ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ С КОНТРОЛЬНЫМ ПАКЕТОМ ГОСУДАРСТВА

Развивать российские базовые технологии

Создать типовые проекты установок переработки углеводородного сырья

Способствовать продвижению оборудования российских поставщиков

Выполнять поручения Министерства энергетики и Правительства России по модернизации НПЗ, учитывая государственные интересы

 РЕСУРСЫ ОСНОВНЫХ ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(под контролем государства)

ОАО «ВНИПИнефть» 51% — Росимущество, 49% — CB&I
ОАО «Ангарскнефтехимпроект» ОАО «НК Роснефть»
ГУП «Башгипронефтехим» Государство
ООО «РН-СахалинНИПИморнефть» ОАО «НК Роснефть»
ООО «РН-УфаНИПИнефть» ОАО «НК Роснефть»
ОАО «Самаранефтехимпроект» ОАО «НК Роснефть»
ООО «ТомскНИПИнефть» ОАО «НК Роснефть»

 

 ОАО «ВНИПИнефть» — один из ведущих в России проектных институтов в области нефтегазопереработки, нефтехимии, обустройства нефтяных месторождений и может быть базой для создания российской государственной инжиниринговой компании:

- 80 лет в проектировании

- За последние 5 лет созданы:

1) Гидрокрекинг в Перми

2) Каткрекинг с легким гидрокрекингом в Рязани

3) Каткрекинг вакуумного газойля и гидроочистка бензина каталитического крекинга в Нижнекамске

Объем продаж в 2008 г. – 2265 млн. руб.

 ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ СОЗДАНИЯ ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ

1. На базе ОАО «ВНИПИнефть» собрать ряд проектных институтов и довести численность до 2000-3000 чел.

2. На базе ОАО «ВНИПИнефть» собрать ряд отраслевых научно-исследовательских институтов и поставить задачу создания базовых технологий

3. Обеспечить инжиниринговой компании преимущественное право выполнения работ по российским проектам в области нефтепереработки и нефтехимии, обустройства нефтяных месторождений

ПОТЕНЦИАЛ ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ

Объем выполняемых проектных работ при численности 2000 – 3000 чел.- 150 – 160 млн. долл./год.

Это обеспечит объем инвестиций в строительство в размере — 2,5 – 3,5 млрд. долл./год

в том числе по оборудованию — 1,2 – 2,5 млрд. долл./год.

КРУПНЫЕ ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ МОГЛА БЫ ЗАНИМАТЬСЯ СОЗДАННАЯ ИНЖИНИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ

- Генеральная схема развития нефтепереработки и нефтехимии до 2020 года

- Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО «ТАНЕКО»

- Приморский НПЗ ОАО «НК «Роснефть»

- Комплекс глубокой переработки нефти ОАО «ТАИФ-НК»

- Новый НПЗ в Туапсе ОАО «НК «Роснефть»

- Модернизация и реконструкция ОАО «Московский НПЗ

- Новый нефтехимический комплекс в г. Тобольске ОАО «Сибур»

- Обустройство Ванкорского нефтяного месторождения ОАО «НК Роснефть»

- Обустройство Штокмановского газоконденсатного месторождения ОАО «Газпром»

АНАЛИЗ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ЗАВОДОВ РОССИИ

Около 90 % оборудования может быть изготовлено на отечественных заводах:

# Колонны и емкости – 100%:

–        Волгограднефтехиммаш, Дзержинскхиммаш, Пензхиммаш и др.

# Реакторы высокого давления – 100%:

–        Волгограднефтехиммаш, Атоммаш (Волгодонск), ОМЗ Нефтегазовые заводы (Ижорские заводы, Санкт-Петербург)

# Теплообменники – 90%:

–        Волгограднефтехиммаш, Дзержинскхиммаш, Борхиммаш (Борисоглебск) и др.

# Аппараты воздушного охлаждения – 90%:

–         Бугульминский механический завод (Республика Татарстан), Борхиммаш (Борисоглебск), Уралхиммаш (Екатеринбург)

# Компрессоры – 90%:

–        Компрессорный комплекс (Санкт-Петербург), Пензенский компрессорный
завод, Казанский компрессорный завод

# Насосы – 90%:

–        Волгограднефтехиммаш, Катайский насосный завод, Ливныгидромаш.

ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ
(в области создания базовых технологий)

Каталитический крекинг, гидрокрекинг

- ВНИИНП

- ВНИПИнефть

- ИНХС АН

- РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина

Коксование, висбрекинг, деасфальтизация

- Институт нефтехимпереработки

- ВНИПИнефть

- Уфимский государственный нефтяной технический университет

Катализаторы каталитического крекинга и гидрокрекинга

- Институт катализа СО РАН

- ИППУ СО РАН

ВЫВОДЫ

1. Сокращение инвестиций в нефтепереработку и нефтехимию в результате финансового кризиса привело к необходимости значительного увеличения присутствия российских компаний на отечественном рынке инжиниринга

2. Для увеличения доли отечественных компаний при строительстве новых и реконструкции действующих нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий необходимо создание российской государственной инжиниринговой компании

3. Образование на базе ОАО «ВНИПИнефть» российской инжиниринговой компании позволит соблюсти приоритет государственных интересов в стратегических проектах,
обеспечить работой отечественные машиностроительные заводы и резко снизить затраты на инвестиции

По последней информации Минэнерго России направило письмо в Правительство Российской о необходимости создания инжиниринговой организации в сфере проектирования и строительства с участием государства в уставном капитале на базе ОАО «Роснефтегаз» (как один из вариантов).

В состав инжиниринговой компании от нефтепереработки могут войти ОАО «ВНИПИнефть» и ОАО «ВНИИ НП».

 2. Галиев Р.Г. (генеральный директор ОАО «ВНИИ НП»)

В условиях жёсткой конкуренции становится необходимой консолидация сил отечественных разработчиков в области переработки нефти. Временное ослабление позиций отечественной науки в предыдущие годы привело тому, что ведущие позиции на этом рынке заняли зарубежные компании. Они обеспечивают высокий уровень предлагаемых технических решений и послепродажного сервиса. И, тем не менее, их господство в отрасли представляет собой угрозу технической, а иногда и оборонной безопасности страны. В связи с этим актуальным является вопрос о создании российской инжиниринговой компании (холдинга) в области переработки нефти.

Непременным элементом инжиниринга является разработка новых технологий. В этой области ВНИИ НП является ведущим в России научно-исследовательским институтом. Несмотря на трудности которые испытывает отечественная наука в последнее время, в институте сохранён основной потенциал, на базе которого может быть начата работа по созданию технологической части холдинга. В настоящее время сфера деятельности института охватывает полный комплекс работ в области нефтепереработки:

- Исследование нефтей и рекомендации по их оптимальной переработке

- Подготовка нефти к переработке

- Разработка процессов переработки и научное сопровождение на заводах

- Разработка катализаторов

- Разработка базовых проектов

- Разработка новых топлив и смазочных материалов

- Разработка методов анализа нефтепродуктов

- Разработка стандартов

- Авторское сопровождение разработок на заводах

- Выработка и поставка потребителям высокотехнологичной малотоннажной продукции, разработанной во ВНИИ НП

- Обучение и переподготовка персонала заводов и научно-инженерных фирм

- Подготовка специалистов высшей квалификации.

Во ВНИИ НП работает аспирантура и действует специализированный совет по защите докторских диссертаций.

За 75 лет существования ВНИИ НП разработаны технологии, на базе которых построены заводы и установки в России, Беларуси, Украине, Казахстане, Литве, Азербайджане, Грузии, Узбекистане, Туркмении, Польше, Словакии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Китае, Вьетнаме, Индии, Югославии, Турции, Эфиопии, Кубе.

Разработано более 20 технологических процессов переработки нефтяного сырья, более 40 марок катализаторов гидроочистки и других процессов, более 50 марок нефтяных и синтетических смазочных масел, более 30 марок пластичных смазок. Наиболее сильные позиции ВНИИ НП занимает в области каталитического крекинга и гидроочистки, разработки топлив и присадок к ним. Исключительная роль принадлежит институту в создании и организации производства смазочных материалов специального назначения.

К наиболее важным достижениям последних лет следует отнести:

- комплекс мероприятий по обеспечению организации производства неэтилированных автомобильных бензинов отечественными предприятиями (Премия Правительства РФ за 2001 г.), на основании которых в 2003 г. был принят Федеральный Закон, запрещающий выработку и применение этилированных бензинов на территории России,

- комплекс работ по разработке нормативно-технической документации и организации производства на предприятиях отрасли автомобильных бензинов и дизельных топлив, соответствующих нормам Евро-3, 4 и 5. Дизельные топлива Евро-3 выпускаются с 2003 г., а Евро-4 и Евро-5 – с 2005 г. В 2007 г. общий объём их выработки составил 19,2 млн. т (около 30% от общего объёма производства),

- разработка научных основ и технических решений по переработке высокообводнённых ловушечных эмульсий (Премия им. Н.К. Байбакова за 2006 г);

- комплекс работ по разработке и внедрению процесса каталитического крекинга дистиллятов высокосернистых нефтей на НПЗ ТАИФ-НК (Премия Правительства РФ за 2008 г),

- комплекс работ по восстановлению отечественного производства спецматериалов для вооружений и военной спецтехники, на основании которых разработан раздел Федеральной программы, относящийся к горюче-смазочным материалам,

- издание (совместно с издательством «Техинформ») в 2007 г. фундаментальной энциклопедии «Горючие, смазочные материалы», в которой обобщены все последние достижения отечественной и зарубежной нефтепереработки.

Для выполнения конкретных задач, связанных с созданием инжиниринговой компании во ВНИИ НП необходимо сделать следующее:

Воссоздать технологический отдел, поручив ему разработку и оформление базовых проектов. Объединить в этом отделе наиболее квалифицированные кадры отечественных специалистов, обеспечить современной оргтехникой и информацией.

Укрепить информационную базу, создав на основе существующего отдела научно-технической информации аналитическую службу для выявления и обобщения мирового опыта и пропаганды собственных достижений.

В рамках инжиниринговой компании ВНИИ НП обеспечит издание научно-технической литературы (справочников, монографий, журналов) по нефтеперерабатывающей тематике.

Основными результатами работы ВНИИ НП как части холдинга должны быть:

- базовые проекты;

- патенты на разработки процессов и новых продуктов;

- инжиниринговое обслуживание разработок на предприятиях отрасли.

3. Хурамшин Т.З. (Председатель технического комитета АНН по нефтепродуктообеспечению)

Основными положениями Энергетической стратегии России на период до 2020 года, одобренной Правительством Российской Федерации 23.11.2000 намечено увеличить объемы переработки нефти на российских НПЗ до 220-300 млн. т с одновременным увеличением глубины переработки до 85%.

Кроме того, стратегическим направлением в реализации энергетической политики страны на длительное время становится снижение экспорта нефти при одновременном росте экспорта готовой продукции (моторных топлив).

Однако в настоящее время наращиванию объемов экспорта нефтепродуктов препятствует лимитированная пропускная способность трубопроводного и железнодорожного транспорта на экспортных маршрутах.

Кроме того. После распада СССР, Российская Федерация потеряла ряд стратегически важных портовых комплексов для перевалки нефтепродуктов (Вентспилс, Клайпеда, Таллинн, Батуми, Одесса). Поскольку российская система магистрального трубопроводного транспорта практически не имела морских терминалов на российском участке побережья Балтийского моря, то почти весь объем экспорта нефтепродуктов по трубопроводному транспорту идет через территорию сопредельных государств, что приводит к ежегодным потерям бюджета в размере 250 млн. долларов США. Решение этой проблемы было возможным за счет строительства нефтепродуктопроводов «Субханкулово-Альметьевск-Кстово-Второво-Ярославль-Кириши-Приморск». В 2008 году было закончено строительство этого магистрального нефтепродуктопровода и введено в эксплуатацию, началась транспортировка светлых нефтепродуктов с крупнейших НПЗ России. Объем перекачки светлых нефтепродуктов в направлении порта Приморск составит 10 млн. т. в год.

Необходимо начать строительство нефтепродуктопровода «Андреевка–Альметьевск» для перекачки нефтепродуктов Пермских, Уфимских, Омских и Нефтекамских НПЗ.

ОАО «Институт по проектированию объектов трубопроводного транспорта и хранения нефтепродуктов (ОАО «Институт нефтепродуктпроект») провел анализ целесообразности организации перекачки светлых нефтепродуктов в направлении Черноморского бассейна с Сызранского, Саратовского НПЗ до Новороссийска. Это предложение направлено в Минэнерго России «АК Транснефтепродукт–«Транснефть» на рассмотрение в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации.

Что касается использования отводов от магистральных нефтепродуктопроводов и нефтебаз, то на сегодняшний день из 237 отводов используются только 20.

Что касается региональных нефтебаз, то во многих регионах они или распроданы или демонтированы.

 Перспектива развития нефтепродуктопроводного транспорта в Российской Федерации

 В России за исторически короткий период времени была создана уникальная по протяженности, производительности и сложности система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов.

Для нефтепродуктопроводов была разработана генеральная схема развития нефтепродуктопроводного транспорта. При этом предусматривалось осуществление ускоренного развития сети нефтепродуктопроводов.

В схеме предусматривалась первостепенная задача – максимальное высвобождение железнодорожного транспорта. В основе схемы были предусмотрены предложения заинтересованных министерств и ведомств, исходя из сложившихся объемов производства и потребления нефтепродуктов по экономическим регионам, территориального размещения НПЗ.

По данным Счетной палаты Российской Федерации транспортировка по железной дороге на расстояние более 1 тыс. км сегодня не позволяет рассчитывать на прибыль с реализации. В настоящее время нефтепродуктопроводы — самый экономичный и безопасный вид транспортировки нефтепродуктов.

Общая протяженность линейной части нефтепродуктопроводов составляет около 21 тыс. км, в т.ч. 16,1 тыс. км — магистральных и около 5 тыс. км распределительных.

В системе магистральных нефтепродуктопроводов действует 98 перекачивающих станций, 4,5 млн. куб. м резервуарных емкостей, 51 автоналивочных и 14 железнодорожных пунктов налива, 237 отводов на нефтебазы и 9 аэропортам.

В настоящее время для оптимизации процесса поставок нефти на НПЗ и реализации нефтепродуктов необходимо развивать и совершенствовать логистику.

Для корректировки схемы развития и реализации единой программы нефтепродуктов, а также специальных трубопроводов (для авиационного керосина, газового конденсата и др.) с учетом регионов производства и потребления нефтепродуктов необходимо:

- проведение единой научно-технической политики по повышению эффективности промышленной и экологической безопасности работы нефтепродуктопроводного транспорта;

- разработку и реализацию программы по производству специальных машин, материалов, оборудования, приборов, инструментов для строительства и эксплуатации трубопроводного транспорта;

В настоящее время становится особенно актуальной разработка новых идей развития нефтегазового и нефтеперерабатывающего комплекса в целом и в т.ч. трубопроводного транспорта.

Существующая неравномерность расположения нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по территории России, неразвитость нефтепродуктопроводного транспорта и высокие транспортные расходы при перевозках нефтепродуктов железнодорожным видом транспорта приводят к большим потерям, составляющим от 30 до 80 долларов США на 1 тонну нефтепродукта, при транспортировке нефтепродуктов по железной дороге, что существенно сказывается на росте цен на моторное топливо.

Одним из эффективных путей решения данной проблемы, учитывая, что самым дешевым видом транспорта является водный, может стать строительство новых современных нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в приморских зонах (Дальний Восток, Запад-Балтика, Север — Мурманск, Новороссийск и др.) с развитой транспортной логистикой, при участии государства на основе частно-государственного партнерства в финансировании инфраструктуры.

Другим не менее важным путем решения проблемы обеспечения потребителей моторными топливами (бензинами, дизельными и авиационным топливом) – наиболее эффективно использовать нефтепродуктопроводный транспорт.

Нефтепродуктопроводы имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта нефтепродуктов. К ним относятся надежность и бесперебойность поставок, обеспечивающихся в любое время года и суток, высокая пропускная способность, меньшие потери нефтепродуктов и расходы на транспортировку. Себестоимость транспортировки нефтепродуктов на трубопроводах в разы (4-5 раза) ниже, чем при железнодорожных перевозках и (в 10-12 раз) ниже, чем при автомобильных перевозках.

Удовлетворение спроса на услуги по транспорту светлых нефтепродуктов на экспорт и для внутреннего потребления лимитировано существующей пропускной способностью существующей сети нефтепродуктопроводов.

В свое время были разработаны генеральные схемы развития системы нефтепродуктообеспечения. Однако, на сегодняшний день мощности сети и протяженности нефтепродуктопроводов (21 тыс. км) в Российской Федерации крайне недостаточно. В США, где НПЗ равномерно распределены по территории страны при значительно меньших, чем в России расстояниях от производителей топлива до потребителей, имеется 150 тыс. км нефтепродуктопроводов. Железнодорожным транспортом в США перевозится всего 12% нефтепродуктов, а в России более 60%. При этом в России взаимодействие сети нефтепродуктопроводов с другими видами транспорта никем не регулируется, нефтяные компании также не регулируют эти вопросы. В системе ОАО «АК «Транснефтепродукт» имеется 280 отводов на нефтебазы и АЗС. Из них сегодня в действующем состоянии всего 20 отводов, что не создает резерва для посевных и уборочных работ.

Учитывая относительную дешевизну, надежность и экологическую безопасность трубопроводного транспорта нефтепродуктов по сравнению с железнодорожными перевозками, стратегической задачей России является организация дополнительных грузопотоков и развитие нефтепродуктопроводных систем. Решение этой проблемы предполагалось осуществлять ОАО «АК «Транснефтепродукт» в соответствии с «Концепцией развития нефтепродуктопроводного транспорта на период до 2010 года».

Для оптимизации экспортных поставок нефтепродуктов с крупнейших нефтеперерабатывающих заводов необходимо осуществить реализацию проекта строительства магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск (проект «Север»), одобренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2002 г., а также планируемого к строительству МНПП « Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск» (проект «Юг»).

Принимая во внимание принятое Правительством Российской Федерации решение об объединении ОАО «АК «Транснефтепродукт» и ОАО «АК «Транснефть», необходимо содействовать усилению ранее проводимой ОАО «АК «Транснефтепродукт» стратегии, направленной на развитие системы нефтепродуктопроводов, а также автономности системы управления ОАО «АК «Транснефтепродукт» во вновь создаваемой объединенной структуре.

При этом необходимо повышение роли участия государства в экономике перекачки нефти и нефтепродуктов.

Необходимо также сохранить ранее существующую в ОАО «АК «Транснефтепродукт» систему создания государственного резерва нефтепродуктов, предназначенного для межсезонных значительных климатических колебаний в потреблении топлив и проведения сельскохозяйственных работ.

4. Рябов В.А. (генеральный директор АНН), Дунюшкина Р.Е.

 О налоговой системе в стране

 Существующая в стране налоговая политика стимулирует нефтяные компании к экспорту добываемой нефти, а не увеличению загрузки отечественных НПЗ и их техническому перевооружению, делая неэффективными инвестиции в нефтепереработку, ориентирует НПЗ на выпуск полуфабрикатов, вместо получения товарных нефтепродуктов, сдачу цехов в аренду и т.д.

Проблема налогообложения в нефтепереработке в настоящее время достигла таких масштабов, что требует самого пристального внимания, проведения в Министерстве энергетики РФ систематической научной аналитической работы для оценки ее влияния на экономическое и техническое состояние отрасли с целью выработки конкретных рекомендаций по ее совершенствованию на законодательном уровне.

От своевременного решения проблемы налогообложения будет зависеть судьба внедрения разработанных и принятых к реализации программ развития нефтеперерабатывающей промышленности.

В нефтепереработке все общие недостатки налоговой системы, действующие в полном объеме, усугубляются весьма высоким уровнем специальных налогов:

- налог на ГСМ (действовал до 2001 г.);

- акцизы на нефтепродукты;

- экспортные таможенные пошлины.

Налог на реализацию ГСМ действовал с 1992 г. до 2001 г. с неизменной ставкой — 25% от оборота по реализации ГСМ на внутреннем рынке, включая акциз на автобензин. Ставка налога была чрезвычайно высока и дестимулировала развитие отрасли.

Плательщиками налога на ГСМ являлись организации и предприниматели, реализующие указанные материалы. Налог уплачивался по месту нахождения плательщика и полностью поступал в Федеральный дорожный фонд. С 2001 г. вместо налога на ГСМ на все нефтепродукты были введены акцизы. Все заканчивалось высоким ростом цен на товары и неудержимой инфляцией.

Акциз на автомобильный бензин был введен еще с 1 апреля 1994 г. по ставке 10% от объема его реализации на внутреннем рынке. Все последующие годы акциз на бензин возрастал.

С 2002 г. введены дополнительно акцизы на дизельное топливо и смазочные масла.

В 1998 г. взамен адвалорных были введены специфические дифференцированные ставки акциза на автобензин, предусматривающие взимание этого налога в фиксированных суммах рублей на единицу продукции в натуральном выражении. Причем ставка акциза в 1998 г. была дифференцирована по маркам бензина: с октановым числом до 80 пунктов и свыше 80 пунктов. Следует отметить, что введение дифференцированных ставок на высоко- и низкооктановые бензины в 1998 г. явилось дестимулирующим фактором мотивации нефтеперерабатывающих предприятий к повышению технического уровня производства и улучшения качества вырабатываемых автобензинов, так как акциз был выше на более качественный продукт.

Рост налогового давления на нефтепереработку вызван как постоянным ростом ставок акцизов, экспортных пошлин, так и расширением налоговой базы за счет включения в нее с 2001 г. ставок акцизов на дизельное топливо и моторные масла.

С 2000 по 2005 гг. акцизы возросли на низкооктановые бензины в 5,4 раза, на высокооктановые — в 6,1 раз, на дизельное топливо с 2002 по 2005 гг. в 1,8 раза. В результате доля налогов в цене моторных топлив возросла в 1,5-2,0 раза.

Предложения о внесении изменения в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации о дифференциации акцизов на нефтепродукты в части изменения установления акцизов на нефтепродукты по принципу снижения ставки акциза на топливо более высокого качества должны быть внесены Правительством РФ в Государственную Думу в 5-месячный срок после утверждения технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

В соответствии с действующим законодательством плательщиками акцизов по подакцизной продукции, произведенной на территории РФ, в том числе из давальческого сырья, являются производящие и реализующие их предприятия, т.е. НПЗ. Суммы акцизов зачисляются в бюджеты по месту производства подакцизной продукции независимо от места регистрации головной организации.

Парадоксом отечественной налоговой системы является то, что в соответствии с действующим законодательством плательщиками акциза по подакцизной продукции, в том числе произведенной из давальческого сырья, являются производители, т.е. НПЗ, не являющиеся собственниками выпускаемой ими продукции. Таким образом, НПЗ, перерабатывающие давальческое сырье, дополнительно уплачивают значительные суммы косвенных налогов на продукцию, владельцами которой являются давальцы (нефтяные компании).

Помимо высокой налоговой нагрузки (на уровне развитых европейских стран) российское налогообложение нефтепереработки имеет существенный недостаток, так называемый эффект двойного налогообложения (в мировой практике налогообложения такого не встречается). Это касается, прежде всего, НДС.

Ставка налога на добавленную стоимость с 01.01.2004 г. на все нефтепродукты составляет 18% от базовой цены с акцизом.

В результате таких расчетов ставка НДС на автобензин возрастает с 18 до 23%, а отпускная цена с налогами увеличивается на 3%.

Таким образом, НПЗ, перерабатывающие давальческое сырье, дополнительно уплачивают значительные суммы косвенных налогов на продукцию, владельцами которой они не являются. Естественно, суммы налогов учитываются при расчетах НПЗ с владельцами давальческого сырья. В частности в отношении акцизов Налоговым кодексом предусмотрено, что «налогоплательщик, производящий подакцизные товары из давальческого сырья, обязан предъявить к оплате собственнику давальческого сырья соответствующую сумму акциза». Однако нередко расчеты с давальцами производятся по многочисленным зачетным схемам, а с государством нужно рассчитываться «живыми деньгами». Поэтому нефтеперерабатывающим предприятиям приходится отвлекать на расчеты по налогам свои, и без того незначительные, оборотные средства. Отсюда хроническая проблема неплатежей в нефтепереработке (в том числе — в Федеральный бюджет) и нехватка инвестиций на развитие производства.

Не случайно, чтобы уйти от уплаты акциза на автобензин, в последние годы получила широкое распространение практика реализации нефтеперерабатывающими заводами не готового автобензина, а его фракций, компонентов и т.д., не подлежащих обложению акцизами. При этом формального нарушения налогового законодательства не происходило, просто процесс производства автобензина переходил с заводов в места конечного его потребления, в результате резко снижалась собираемость акциза на автобензин.

Чтобы пресечь пути ухода от уплаты акцизов, введена правовая норма, в соответствии с которой к процессу производства подакцизных товаров приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых образуется подакцизный товар. В этом случае объект налогообложения акцизами возникает у конечного производителя, реализующего подакцизную продукцию (АЗС). Однако на практике это практически не реализуется.

Решения проблемы уплаты акцизов может быть достигнуто, по нашему мнению, только при переносе уплаты акциза на потребителя, т.е. на АЗС. По этому вопросу Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков неоднократно выходила в Правительство с предложением об освобождении нефтеперерабатывающих предприятий от уплаты акцизов на нефтепродукты и о перенесении их уплаты на АЗС, т.е. на продавцов товара. В 2003 г. Госдумой и Правительством было принято, решение о перенесении уплаты акцизов на моторное топливо с НПЗ на АЗС.

Экспортные пошлины. Возврат к практике взимания экспортных пошлин в 1999 г., отмененных в 1996 г., стал следствием экономического кризиса.

Первоначальная ставка пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые составляла 2,5 евро за 1 т. Постановлением 1999 г. предусматривалось изменение ставки тарифа в зависимости от уровня цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке. Причем до 2001 г. вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты были выше, чем на нефть. С 2001 г. пошлины на нефтепродукты устанавливаются в размере 90% от пошлин на нефть.

Поскольку цены на нефть продолжают расти, каждые 2 месяца увеличиваются и размеры вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Таким образом, приведенные данные показывают, что в нефтепереработке из года в год наблюдается все большее усиление налоговой нагрузки как при реализации нефтепродуктов внутри страны, так и при их экспорте.

Анализ показывает, что в ценах предприятия налоговая нагрузка на нефтепереработку составляет около 60% от стоимости товарной продукции.

Эта величина почти в 2 раза превышает допустимый уровень налогов на товаропроизводителей, обеспечивающий им средства для развития производства. По оценкам специалистов, допустимая налоговая нагрузка по отношению к стоимости продукции должна быть не выше 30-40%; при налоговых платежах, превышающих 50% от стоимости продукции, начинается стагнация производства, что мы и наблюдаем в нефтепереработке.

Налоговое бремя в отрасли является самым высоким как по промышленности России в целом, так и внутри нефтяного комплекса. По промышленности доля налогов составляет 41%, а в нефтедобывающей промышленности приблизительно 50%.

НПЗ находится как бы в «виртуальной реальности» — выручив за свои услуги всего 1 руб., он должен заплатить 3-4 руб. налогов в бюджет. Не говоря уже о вывозных таможенных пошлинах.

Реконструкция предприятий является важнейшим условием выживания каждого НПЗ России и отечественной нефтепереработки в целом.

Нельзя допустить, чтобы добыча нефти и ее экспорт стали самоцелью нефтяного комплекса, в то время как во всех цивилизованных странах основной задачей нефтяных комплексов является переработка нефти — производство конечных высококачественных нефтепродуктов из добываемого сырья.

Следует всеми мерами стимулировать развитие отечественной нефтепереработки. Этому препятствуют высокие налоги. Необходимые инвестиции могут быть получены путем снижения налоговой нагрузки на НПЗ, а также перераспределения ее внутри нефтяного комплекса.

Необходимо принципиально изменить налоговую политику в нефтеперерабатывающей отрасли. Объектом уплаты косвенных налогов в условиях «процессинга» должен быть не нефтеперерабатывающий завод, а собственник производимой продукции.

Реализация указанного принципа автоматически снимет «повышенный интерес» нефтяных компаний к процессингу и приведет к значительному повышению доходности переработки нефти, объективно соответствуя ее высокой эффективности.

Большинство стран, находящихся на уровне, сопоставимом с российским, вовсе не вводят дополнительных (акцизных) налогов на нефтепродукты. Особенно это относится к странам-экспортерам нефти.

Налогообложение нефтяного сектора большинства зарубежных стран основывается на установках государственной политики, формируемой как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу. Основными целями такой политики являются: энергетическая безопасность, обеспечение поступлений необходимого количества нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок по разумной цене; регулирование уровня инвестиций в данном секторе экономики и т.д.

Все цены устанавливаются на законодательном уровне, поскольку во всех добывающих странах приняты законы о развитии нефтяной промышленности, о нефти и газе и прочие законодательные акты подобного направления.

Доля налогов в цене бензина в настоящее время в России достигает 60%, а в цене дизельного топлива — 50%.

Среди важнейших факторов, позволяющих устанавливать высокую долю налогов на нефтепродукты, необходимо выделить достигнутую в развитых странах высокую эффективность нефтепереработки. Одним из наиболее часто употребляемых показателей развития нефтепереработки является так называемый индекс сложности Нельсона.

Индекс комплексности Нельсона НПЗ Северной Америки равен 10,16, Европы 7,42, среднемировой – 6,59. Индекс же российских НПЗ в целом по России составляет 4,31.

Таким образом, низкий уровень эффективности российской нефтепереработки позволяет говорить об отсутствии предпосылок для установления в России европейского (тем более, американского) уровня налогов на нефтепродукты.

Анализ Налогового кодекса, введенного в действие с 1 января 2001 г., показывает, что он не решает задачу снижения налогового бремени на товаропроизводителя, налоговый пресс на нефтепереработку возрастает.

Реконструкция предприятий является важнейшим условием выживания каждого НПЗ России и отечественной нефтепереработки в целом. Нефтеперерабатывающие предприятия функционируют сейчас на базе накопленного ранее капитала, но его ресурс исчерпал себя.

Огромные доходы, получаемые в нефтеперерабатывающем секторе экономики страны, при направлении хотя бы половины из них на развитие НПЗ, обеспечили бы решение технических и экономических проблем нефтепереработки России.

Ассоциация постоянно ставит вопрос перед федеральными органами исполнительной власти о необходимости:

- отменить на постоянной основе таможенные пошлины на ввозимое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, а НДС взимать после ввода в эксплуатацию объекта, на котором используется это оборудование (вопрос предрешен).

- вернуть как было ранее предприятиям инвестиционную льготу по налогу на прибыль, для чего внести изменения в налоговый Кодекс об освобождении от налогообложения прибыли (до 50%), направляемой на реконструкцию и модернизацию НПЗ (не решается) .

Необходимо также ввести новый норматив ускоренной амортизации основных фондов, о чем говорил В.В. Путин (предрешен).

Государство становится крупным игроком на нефтяном рынке и должно повышать свою роль в этом сегменте, включая биржи и АЗС.

Ряд предложений по совершенствованию условий хозяйствования нефтеперерабатывающей отрасли — по налогообложению, перспективам развития, стимулированию глубокой переработки нефти, которые направлялись в различные органы федеральной исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, нашли свое отражение в Протоколе совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по результатам его поездки в г. Кириши (№ ВП-П9-4пр от 12 февраля 2009 г.).

Даны поручения руководителям соответствующих Министерств:

- подготовить проект нормативного акта по механизму возмещения налога на добавленную стоимость по факту ввоза не производимого на территории Российской Федерации оборудования на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе по перечню льготируемого по нулевой ставке импортной таможенной пошлины для добычи, переработки и транспортировки нефти;

- до 1 апреля 2009 г. подготовить предложения о государственной поддержке нефтяной отрасли в формах предоставления российским банкам государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, предоставленным на финансирование строительства новых и модернизацию действующих нефтеперерабатывающих заводов;

- в целях решения задачи повышения глубины переработки нефти, сокращения экспорта мазута и выполнения требований Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» до 1 июня 2009 г. проработать вопрос об установлении на законодательном уровне порядка расчета ставок экспортных пошлин на нефтепродукты и выравниванию с 2012 года ставок экспортных пошлин на «темные» и «светлые» нефтепродукты;

- подготовить до 1 мая с.г. проект решения Правительства Российской Федерации о порядке учета нефтеперерабатывающих заводов Российской Федерации и их подключения к системам магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

 О мини-НПЗ

Большой проблемой в настоящее время является активное строительство мини-НПЗ (по данным Ростехнадзора – 182 таких заводов).

Проблема заключается в том, что, мини-НПЗ в отличие от больших НПЗ имеют гораздо меньшую мощность — от 5 тыс. до 1 млн. т сырья в год и, как правило, используют упрощенную технологию производства. Отсутствие на этих заводах вторичных процессов глубокой переработки нефти не может обеспечивать качество выпускаемой ими продукции в соответствии с требованиями, установленными техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Проблема усугубляется еще и тем, что с 2006 года нефтепереработка выведена из перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В связи с этим нарушена система контроля за обеспеченностью вновь создаваемых нефтеперерабатывающих производств достаточным набором технологических процессов обеспечивающих выпуск качественной, конкурентоспособной продукции, экологическую и техническую безопасность производства.

Эта ситуация также нашла свое отражение в ходе совещания, проведенном Путиным В.В. в г. Кириши 12 февраля 2009 г.

«Конечно же, правом на различное льготирование, на те меры, которые государство будет вырабатывать, должны обладать современные, отвечающие высоким требованиям предприятия, а не «самовары» и не «керосинки», которые гонят низкокачественную продукцию», — отметил В.В. Путин.

В результате дано поручение Минэнерго России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработать и представить в Правительство Российской Федерации предложения по разработке проекта законодательного акта, необходимого для установления требований к эксплуатации НПЗ и особого порядка сертификации нефтеперерабатывающих мощностей.

Р е ш е н и е:

1. Отметить активную роль ОАО «ВНИПИнефть» в работе по разработке Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года в рамках Рабочей группы по вопросам развития НПЗ и НХК, созданной в Минэнерго России, во исполнение решения совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в г. Кириши (Протокол от 12.02.2009 № ВП-П9-4пр, п.17)

2. Принять к сведению информацию генерального директора ОАО «ВНИПИнефть» Капустина В.М., касающуюся одного из вариантов создания на базе ОАО «ВНИПИнефть» инжиниринговой компании в области проектирования согласно п. 7 Протокола № 1 заседания Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологических секторов экономики при Председателе Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2009 г. о формировании на базе научных и других организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере проектирования и строительства, сервисного обслуживания, инжиниринговой организации с участием государства в уставном капитале в целях максимизации привлечения отечественных производителей к модернизации и строительству новых НПЗ и обустройству месторождений углеводородного сырья.

3. Рекомендовать Капустину В.М. и Галиеву Р.Г. продолжить участие в работе по созданию инжиниринговой компании с контрольным пакетом государства, содействуя более широкому вовлечению в состав этой компании отраслевых проектных и научно-исследовательских институтов.

4. Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков продолжать работу по выработке предложений, направленных на снижение налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающую отрасль, совершенствование системы налогообложения в нефтепереработке.

 

II. Об избрании делегатов в количестве 2-х человек на VIII съезд Российского союза товаропроизводителей (работодателей), который состоится 22 апреля 2009 г. (Докладчик: Рябов В.А. – генеральный директор АНН)

Р е ш е н и е:

Избрать делегатами на VIII съезд Российского союза товаропроизводителей (работодателей), который состоится 22 апреля 2009 г., генерального директора АНН Рябова В.А. и генерального директора ОАО «ВНИПИнефть» Капустина В.М.

 

III. Об установлении должностного оклада генеральному директору АНН

в соответствии со штатным расписанием Дирекции АНН (Капустин В.М.)

Р е ш е н и е:

Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2009г. изменение в действующее штатное расписание Дирекции АНН, установив должностной оклад генерального директора в размере 60000 рублей.

 

IV. О приеме в члены АНН ООО «Ильский НПЗ» (Рябов В.А. – генеральный директор АНН)

В Правление Ассоциации поступило заявление о принятии в члены Ассоциации от ООО «Ильский НПЗ» (письмо от 07.04.2009 № 02/107).

В.А. Рябов кратко проинформировал об основных направлениях деятельности, перспективах развития предприятия по увеличению объемов переработки нефти и качеству выпускаемой продукции, о планах сотрудничества с этой организацией и предложил принять ООО «Ильский НПЗ» в члены Ассоциации.

Голосовали (члены Правления и лица, их замещающие):

«За» -14.

«Против» — нет

«Воздержались» — нет

Решение:

Принять ООО «Ильский НПЗ» в члены Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков.

 

Генеральный директор: В.А. Рябов
Секретарь: Ю.Н. Горячева

Добавить комментарий