1. Принять участие в подготовке предложений к окончательной редакции проекта «Генеральной схемы развития нефтеперерабатывающей промышленности России до 2020 года»
Ход разработки и основные положения проекта Генеральной схемы развития нефтяной промышленности на период до 2020 года был одним из важнейших вопросов, находящихся в сфере внимания Ассоциации.
Генеральная схема развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года была утверждена правительственной комиссией по ТЭК от 12 апреля 2011г.
Принятая Правительственной комиссией Генеральная схема изменила государственную стратегию в части сырьевой направленности и смещения сроков внедрения мощностей по глубине переработки нефти с 2015 на 2020 годы, а такие показатели, как индекс Нельсона и потребление нефтепродуктов на душу населения, в Генеральной схеме отсутствуют, что не содействует развитию нефтеперерабатывающей промышленности.
Несмотря на заявление Председателя Правительства РФ Путина В.В. о необходимости ухода от сырьевой зависимости (Межрегиональная конференция «Единой России» в Брянске 4 марта 2011 г.), а также вопреки основной линии утвержденной Энергетической стратегией до 2030 г. в проекте Генеральной схемы усиливается сырьевой вектор развития топливно-энергетического комплекса страны: к 2020 году из 500 млн. т/год добываемой нефти на переработку внутри страны предусматривается 230 млн. т/год, на экспорт – 270 млн. т/год (т.е. экспортируется нефтяного сырья на 14,8% больше, чем перерабатывается внутри страны);
- не предусматривается весьма важный для характеристики развития экономики и благосостояния населения страны показатель уровня душевого потребления нефтепродуктов.
В Энергетической стратегии до 2030 года этот показатель на уровне 1,3-1,6 т/чел отнесен на 2030 год (уровень потребления нефтепродуктов в 1,6 т/чел. был, достигнут в 1990 году). Переработка и потребление нефтепродуктов внутри страны на порядок эффективнее торговли сырой нефтью;
- капитальные вложения в глубокую переработку нефти, предусмотренные Стратегией до 2015 года, в проекте Генеральной схемы перенесены на 2020 год;
- не включено задание, важное для развития отрасли, во исполнение решений, принятых на совещании в г. Северодвинске (п.10 протокола совещания от 11 июля 2008 г. № ВП-П9-10 пр), касающихся
строительства на территории Российской Федерации новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, независимых от вертикально-интегрированных компаний при участии государства, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства.
- не конкретизировано реальное развитие системы нефтепродуктопроводов и, в частности, по реализации проекта строительства магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск (проект «Север»), одобренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2002г., а также планируемого к строительству МНПП « Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск» (проект «Юг»);
- не предусмотрено развитие и модернизация собственных производств современных высокоэффективных конкурентоспособных катализаторов, базовых и товарных масел, присадок к моторным топливам и маслам, химикатов, изделий из нефтехимического сырья с использованием отечественных прогрессивных технологий их производства.
Ряд важных проблем и путей их решения были обозначены Председателем Правительства РФ Путиным В.В. на совещании 8 июля 2011 года в г. Кириши «О состоянии нефтепереработки и рынка нефтепродуктов в Российской Федерации».
Одним из положительных факторов, способствующих повышению активности нефтяных компаний в сфере процесса модернизации нефтеперерабатывающих производств, следует отметить принятое на совещании решение о подписании юридически обязывающих 4-х сторонних соглашений между ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом с одной стороны и конкретными нефтяными компаниями – с другой, об исполнении программ строительства и реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей.
Изложенная выше позиция Ассоциации по проекту Генеральной схемы неоднократно доводилась в течение года до руководителей всех уровней федеральной исполнительной и законодательной власти
2. В рамках Комитета по экономическим реформам (Канделаки Т.Л.) разработать план действий по выработке мер, направленных на совершенствование системы налогообложения в нефтеперерабатывающей отрасли и направить свои предложения в федеральные органы исполнительной и законодательной власти.
Существующая в стране налоговая политика стимулирует нефтяные компании к экспорту добываемой нефти, а не к увеличению загрузки отечественных НПЗ и их техническому перевооружению, делая неэффективными инвестиции в нефтепереработку; ориентирует НПЗ на выпуск полуфабрикатов вместо получения товарных нефтепродуктов европейского качества.
Совершенствование налогового законодательства в нефтепереработке и нефтехимии — одна из актуальнейших проблем, решение которой будет способствовать стабилизации цен на нефтепродукты.
Несовершенство налоговой системы в стране не создает условий для снижения цен на нефтепродукты.
В ценах предприятия налоговая нагрузка на нефтепереработку составляет около 60% от стоимости товарной продукции.
Налоговое бремя в отрасли является самым высоким как по промышленности России в целом, так и внутри нефтяного комплекса. По промышленности доля налогов составляет 41%.
Парадоксом отечественной налоговой системы является то, что в соответствии с действующим законодательством плательщиками акциза по подакцизной продукции, в том числе произведенной из давальческого сырья, являются производители, т.е. НПЗ, не являющиеся собственниками выпускаемой ими продукции, несмотря на то, что в 2003 году Госдумой и Правительством было принято решение о перенесении уплаты акцизов на моторное топливо с НПЗ на его продавца (АЗС).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2011 № 716 с 1 октября 2011 г. введена система расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты «60-66-90».
Введение в действие этой системы сделает экономически невыгодным экспорт мазута и, соответственно, будет стимулировать нефтяные компании к модернизации нефтеперерабатывающих производств и, в первую очередь, к внедрению современных углубляющих процессов.
Совершенствованию системы налоговой политики в стране могло бы способствовать более широкое распространение беспроцессинговой схемы переработки нефти на НПЗ.
На заседании Правления 23.04.2011 (Протокол №103) был рассмотрен вопрос об опыте работы ОАО «ЛУКОЙЛ» по беспроцессинговой схеме переработки нефти с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» в части применения формы отчетности консолидированных групп налогоплательщиков».
Предложения по данному вопросу были направлены широкому кругу руководителей федеральной исполнительной и законодательной, а также региональной власти.
3. Продолжить работу по рассмотрению реализации решений, принятых на совещании в г. Северодвинске (п.10 протокола совещания от 11 июля 2008 г. № ВП-П9-10 пр), касающихся строительства на территории Российской Федерации новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, независимых от вертикально-интегрированных компаний при участии государства, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства.
Строительство современных нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов на концах нефтепроводов и в приморских зонах, независимых от вертикально-интегрированных компаний, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства (во исполнение решений, принятых на совещании в г. Северодвинске — протокол от 11 июля 2008 г. № ВП-П9-10 пр.), должно стать приоритетным направлением развития нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств нового типа.
В Западной Европе с 1994 года на основе государственно-частного партнерства запущены и уже в значительной степени реализованы проекты на сумму более 120 миллиардов долларов.
В то же время для реализации планов нефтяных Компаний по модернизации действующих мощностей, отстающих по своему техническому уровню от передовых российских НПЗ на 2 года, а также строительству новых современных нефтехимических комплексов необходима непосредственная помощь со стороны государства.
Строительство новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов с высокоразвитой технологией глубокой переработки нефти позволит обеспечить многократный рост прибыли предприятия, оказать существенное влияние на стабилизацию ценовой политики, повысить конкурентоспособность продукции, предотвратить галопирующий рост цен.
Высокие финансовые вложения нефтяных компаний в модернизацию старых морально и физически устаревших производств не делает их конкурентоспособными с передовыми западными фирмами по высокозатратности производственного процесса, энергетического обеспечения, системам управления производством и др., что в конечном итоге негативно сказывается на ценообразовании конечной продукции (очень много физически и морально устаревших процессов и оборудования, которые необходимо выводить из эксплуатации).
Большую роль в процессе ускоренной модернизации экономики и создания эффективного рынка нефтепродуктов для предотвращения кризисных ситуаций с топливом и формирования справедливой цены на него в крупнейшей нефтедобывающей стране с ее огромной территорией может сыграть создание разветвленной сети современной, качественной и эффективной независимой региональной нефтепереработки за счет строительства новых и развития действующих средних нефтеперерабатывающих заводов, независимых от нефтяных компаний.
Однако для эффективного функционирования таких НПЗ необходимо содействие федеральных органов власти всех уровней в вопросах обеспечения их нефтью, принимая во внимание позицию Председателя Правительства РФ В.В. Путина в его выступлении на совещании «О состоянии нефтепереработки и рынка нефтепродуктов в Российской Федерации» 8 июля 2011 года в г. Кириши по приоритету поставок сырья для переработки на российских НПЗ перед экспортом сырой нефти: «…Если мы, конечно, увидим уклон в наращивании экспорта нефти в ущерб переработке, также обсудим экспортные графики компании «Транснефть»… Если у нас появятся независимые от вертикально интегрированных нефтяных компаний дополнительные перерабатывающие мощности, это в целом пойдёт только на пользу рынку. Мы сможем иметь объективный индикатор цены, как самой нефтепереработки, так и получаемых в результате нефтепродуктов на рынке…».
Вопрос строительства на территории Российской Федерации новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, независимых от вертикально-интегрированных компаний при участии государства рассматривался на заседаниях Правления АНН 21.09.2011 (Протокол №105) и 26.10.2011 (Протокол №106).
На заседании был принят ряд решений, направленных на развитие средних НПЗ.
Был создан оперативный штаб в составе:
В.А. Рябова – генерального директора Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков;
Ю.Л. Злотникова – начальника отдела переработки нефти Департамента по переработке нефти и газа Минэнерго России;
Б.В. Винокурова — генерального директора ОАО «ВНИИ НП»;
М.И. Левинбука – профессора кафедры РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина;
Представителей средних НПЗ.
Оперативному штабу было поручено на ближайшем заседании рассмотреть вопросы дальнейшей координации работы средних НПЗ, в т.ч. и на основе государственно-частного партнерства.
4. Продолжить работу по созданию инжиниринговой организации с участием государства по модернизации и строительству новых НПЗ.
(Протокол заседания Совета генеральных и главных конструкторов ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики при Председателе Правительства РФ В.В. Путина от11.02.2009 № 1)
Вопрос создания инжиниринговой организации с участием государства по модернизации и строительству новых НПЗ (Протокол заседания Совета генеральных и главных конструкторов ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики при Председателе Правительства РФ В.В. Путина от11.02.2009 № 1) рассматривался на заседаниях Правления АНН, акцентировался в решениях этих заседаний, письмах в Правительство РФ (Путину В.В, Сечину И.И), в докладах и меморандумах «круглых столов», конференций, форумов.
ОАО «ВНИПИнефть» письмом от 10.10.2011 №20-1894/12405 сообщило, что продолжает работу по созданию инжиниринговой организации с участием государства по модернизации и строительству новых НПЗ.
5. Продолжить работу по продвижению отечественных проектов на вновь строящихся и модернизируемых объектах нефтепереработки и нефтехимии.
Данная проблема постоянно находится в сфере внимания Ассоциации в связи с обеспокоенностью состоянием крайне низкой востребованности со стороны нефтяных компаний отечественных разработок, оборудования, катализаторов, химикатов и др. при создании новых и модернизации действующих нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.
Отраслевые институты имеют целый ряд конкурентоспособных проектов технологических процессов для переработки нефти и нефтехимии. Отечественные технологии первичной переработки нефти и оборудование, разработанные ОАО «ВНИПИнефть», ЗАО «ГрозНИИ», ОАО «НПП Нефтехим», ОАО «НПК «Кедр – 89» и др. не уступают лучшим мировым аналогам.
Однако, российские отраслевые институты, даже располагая конкурентоспособными разработками и техническими решениями, не выдерживают конкуренции с западными фирмами при проведении тендеров по выбору генеральных проектировщиков при создании новых и модернизации действующих нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в связи с отсутствием опыта оказания инжиниринговых услуг по строительству объектов «под ключ».
Нефтяные компании, располагая значительными финансовыми средствами, отдают предпочтение при выборе лицензиаров и разработчиков базовых проектов зарубежным фирмам. Причем зачастую этими фирмами предлагаются не самые новые разработки.
Разработка отечественных современных конкурентоспособных технологий базовых вторичных процессов (гидрокрекинга, каталитического риформинга, алкилирования и др.), позволяющих существенно увеличить глубину переработки нефти с получением высококачественных нефтепродуктов, и содействие их внедрению на российских НПЗ должна стать приоритетным направлением в развитии нефтеперерабатывающей промышленности.
Продвижению отечественных проектов на вновь строящихся и модернизируемых объектах нефтепереработки и нефтехимии может способствовать реализация положений технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов». Эта структура, наделенная функциями планирования и координации, позволит решить целый ряд проблем, существующих сегодня в России, как при разработке новых технологий, так и доведения их до промышленной реализации.
На заседании Правления АНН от 08.06.2011 (Протокол № 104) в рамках вопроса «О разработке проекта технологической платформы «Глубокая переработка углеводородного сырья до 2020 года» было рекомендовано руководителям отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов, не вошедших в состав утвержденной технологической платформы «Глубокая переработка углеводородного сырья», рассмотреть целесообразность присоединения к ней в установленном порядке.
С целью активного содействия продвижению в рамках технологической платформы отечественных конкурентоспособных технологических процессов переработки углеводородного сырья в строгом соответствии с утвержденной Правительством РФ Энергетической стратегией России на период до 2030 года создать постоянно действующую комиссию в составе, включив в нее ответственных представителей Минэнерго России, Ассоциации, руководителей отраслевых НИИ и проектных институтов.
Было также рекомендовано руководителям ОАО «ВНИИ НП» (Винокурову Б.В.) и ОАО «ВНИИнефтехим» (Курбатову П.И.) обратиться к координатору технологической платформы «Глубокая переработка углеводородного сырья» по включению в ее состав разработку современных конкурентоспособных отечественных проектов, направленных на повышение глубины переработки нефти и качества продукции, и, в первую очередь:
- базового отечественного проекта гидрокрекинга вакуумных дистиллятов (ОАО «ВНИИ НП»);
- процесса каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора в движущемся слое (ОАО «ВНИИнефтехим»).
6. Рассмотреть вопрос о состоянии промышленной и экологической безопасности нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в экологически напряженных регионах России.
В 2011 году на заседании Правления АНН 27.04.2011 (Протокол № 103) рассматривался вопрос «О разработке проекта технического регламента «О безопасности нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов».
На заседании Правления АНН 08.06.2011 (Протокол № 104) рассматривался вопрос о ходе выполнения инвестиционной программы ОАО «Московский НПЗ» (Решение Правления АНН, протокол от 16.06.2010 № 99).
Было принято решение обратить внимание руководства ОАО «Газпром нефть» на отставание завода от передовых предприятий отрасли в области оснащенности производства современными высокоэффективными технологиями переработки нефти.
Наличие таких технологий позволит существенно улучшить экологическую обстановку в близлежащих населенных районах Москвы и области.
На заседании Правления АНН 27.09.2011 (Протокол № 105) рассматривался вопрос о ходе выполнения решения Правления АНН от 27 апреля 2011г. (Протокол № 103) о разработке проекта технического регламента «О безопасности нефтеперерабатывающих, нефтегазохимических и газоперерабатывающих комплексов».
В рамках комплекса работ по совершенствованию нормативной правовой базы в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов ТЭК (Протокол совещания по вопросу организации разработки проекта технического регламента «О безопасности нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов» от 12.01.2011 № 05-01пр, утвержденный заместителем Министра энергетики РФ Кудряшовым С.И.) Минэнерго России делегировало ОАО «Газпром — нефть» разработку проекта технического регламента «О безопасности нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов».
Проект регламента был разработан и сдан для дальнейшей работы с ним в Минэнерго России.
Однако дальнейшая работа с этим регламентом Минэнерго России была приостановлена.
Взамен Минэнерго России подготовило проект Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к нефтеперерабатывающим, нефтегазохимическим и газоперерабатывающим комплексам».
На заседании Правления 26 октября 2011 г. (Протокол № 106) был рассмотрен вопрос «О мерах по повышению экологической безопасности на российских НПЗ» на предприятиях
ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ», ОАО «Хабаровский НПЗ».
7. Продолжить работу по выработке мер, направленных на снижение импортозависимости России в области производства современных высокоэффективных конкурентоспособных катализаторов, базовых и товарных масел, присадок к моторным топливам и маслам, химикатов, изделий из нефтехимического сырья с использованием отечественных прогрессивных технологий их производства.
В стране имеет место высокая зависимость российского рынка нефтепродуктов от импорта стратегических составляющих производства топлив и масел – катализаторов, присадок и химикатов, повсеместного внедрения западных технологий их производства.
Вопрос о мерах по снижению импортозависимости в России в области производства современных высокоэффективных конкурентоспособных присадок к моторным топливам и смазочным маслам был рассмотрен на заседаниях Правления АНН 08.06.2011 (Протокол № 104) и 26.10.2011 (Протокол № 106).
Ассоциация приняла участие в работе Российского Конгресса «Роскатализ». АНН приняла участие в совещании в Департаменте переработки нефти и газа Минэнерго РФ по вопросу сознания мощностей игольчатого кокса.
8. Принимать участие в работе Общественного Совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
9. Принимать участие в работе Экспертного совета ФАС России по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов.
10. Принимать участие в мероприятиях, проводимых Российским Союзом товаропроизводителей.
Генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков В.А.Рябов принимает активное участие (с выступлениями и докладами) в работе Общественного Совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Экспертного совета ФАС России по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов и других общественных организаций таких, как Российский Союз химиков, Российский Союз товаропроизводителей и др. общественных организаций.
11. Принимать участие в мероприятиях, проводимых Российским Союзом химиков
Генеральный директор АНН является членом Совета химиков, принимает активное участие в работе Совета, награжден Орденом 1 степени за химическую индустрию.
12. Принимать участие с докладами и предложениями в работе отраслевых Комитетов, круглых столов и других мероприятиях, проводимых в рамках Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Генеральный директор Ассоциации Рябов В.А. принимал активное участие в заседаниях и работе отраслевых Комитетов, круглых столов и других мероприятиях, проводимых в рамках Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Экспертного совета по вопросам химической и нефтехимической промышленности при Комитете Государственной Думы по промышленности и др. по мере их проведения.
13. Оказывать содействие в оказании финансовой поддержки отраслевым научно-исследовательским и проектным институтам, контрольный пакет которых находится в федеральной собственности посредством государственных заказов на разработку стратегических передовых инженерных решений и нанотехнологий.
На заседании Правления Ассоциации 9 февраля 2011 года (протокол № 102) был рассмотрен вопрос « О мерах по повышению эффективности научно-технической деятельности отраслевых научно-исследовательских институтов, контрольный пакет акций которых находится в федеральной собственности».
Вопрос о сложном финансовом состоянии отраслевых институтов и невостребованности отечественных разработок со стороны российских нефтяных компаний при строительстве и модернизации нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств неоднократно рассматривался на заседаниях Правления Ассоциации.
При этом наши институты имеют целый ряд конкурентоспособных проектов технологических процессов для переработки нефти и нефтехимии, не уступающих лучшим мировым аналогам.
По данным РАН вклад России в мировую науку составил только 2%, при этом вклад ученых США в мировую науку в 2009 году оценивается в 35%.
Сейчас только в США на постоянной основе трудится 1 млн. ученых и специалистов из России, которые создают более четверти американских технологических новинок.
Ассоциация неоднократно обращалась в федеральные органы исполнительной и законодательной власти всех уровней с просьбой оказать содействие в финансовой поддержке отраслевым научным организациям, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и, в первую очередь, ОАО «ВНИИ НП» (базовый проект гидрокрекинга вакуумных дистиллятов) и ОАО «ВНИИнефтехим» (каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора в движущемся слое), за счет бюджетных средств, выделяемых на проведение прикладных научных исследований в области инвестиционной политики и технического развития, средств федерального бюджета выделяемых на выполнение федеральных целевых программ, и др.
Был принят ряд решений, направленных на оказание всесторонней помощи отраслевым научно-исследовательским и проектным институтам.
Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков было поручено совместно с руководителями институтов инициировать обращение в Росимущество по пересмотру оценки эффективности деятельности научно-исследовательских и проектных организаций, контрольный пакет акций которых находится в федеральной собственности.
14. Рассмотреть вопрос состояния и перспектив развития отраслевых научно-исследовательских институтов, в т.ч. ОАО «ВНИИ НП», ОАО «ВНИИНЕФТЕХИМ», ОАО «ЦНИИТЭнефтехим», ОАО «ВНИКТИНефтехимоборудование» и др.
Руководством страны в настоящее время объявлена приоритетность государственной политики, направленной на повышение эффективности инновационной деятельности отраслевой науки.
Именно отраслевая наука наиболее приближена к реальному промышленному производству и является важным инструментом инновационного процесса.
Вопрос состояния и перспектив развития отраслевой науки в условиях, характеризующихся как отсутствием государственной финансовой поддержки, так и низкой заинтересованностью нефтяных компаний в научных разработках, осуществляемых российскими научно-исследовательскими и проектными институтами, является весьма актуальным в настоящее время.
Такое положение в научной сфере тормозит технический прогресс и отрицательно сказывается на развитии отечественной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
9 февраля 2011 г. (Протокол № 102) на заседании Правления был рассмотрен вопрос «О мерах по повышению эффективности научно-технической деятельности отраслевых научно-исследовательских институтов, контрольный пакет акций которых находится в федеральной собственности». Были рассмотрены отчеты ОАО «ВНИИ НП», ОАО «ВНИКТИНефтехимоборудование, ОАО «ВНИИНЕФТЕХИМ», ОАО «ЦНИИТЭнефтехим».
С просьбой провести совместное совещание по рассмотрению состояния и перспектив развития отраслевых НИИ Ассоциация обратилась в Департамент переработки нефти и газа (письмо от 15.11.2011 № АС-126) . Ответ по данному вопросу от руководства Департамента не получен.
Ассоциация письмом от 7 июля 2011 г. обратилось к заместителю Председателя Правительства РФ И.И. Сечину, по вопросу приватизации государственных предприятий, с просьбой о сохранении ОАО «ВНИПИнефть» контрольного пакета акций у государства, а у институтов ОАО «ВНИКТИНефтехимоборудование, ОАО «ВНИИНЕФТЕХИМ», ОАО «ЦНИИТЭнефтехим» сохранение блокирующего пакета акций.
15. Рассмотреть на заседаниях Правления АНН в целях выработки решений вопросы:
- о мерах по повышению глубины переработки нефти, индекса комплексности Нельсона на российских НПЗ и уровня качества нефтепродуктов;
- о состоянии реконструкции и модернизации нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (с участием представителей нефтяных компаний, НПЗ, НИИ и проектных институтов);
- о проектах создания новых средних НПЗ, не входящих в состав ВИНК;
- о состоянии производства присадок к современным смазочным маслам;
- о состоянии производства базовых масел. Планы строительства и модернизации производств по увеличению выработки базовых масел II и III групп, синтетических масел.
В течение 2011 года было проведено 5 заседаний Правления АНН, на которых были рассмотрены все перечисленные в плане проблемы, по которым принимались соответствующие решения, вырабатывались меры по их реализации и направлялись во все вышестоящие инстанции федеральных органов исполнительной, законодательной власти, а также в территориальные органы РФ.
16. Подготовить и провести конференцию по использованию и развитию катализаторного производства для нефтеперерабатывающей промышленности.
Данный вопрос был рассмотрен на заседаниях Правления 27 апреля 2011 года (протокол № 103) и 8 июня 2011 года (протокол № 104)
17. Инициировать в соответствующие федеральные органы исполнительной власти обращение о необходимости принятия на государственном уровне решения по гармонизации отечественных и европейских норм в сфере безопасности и экологии.
В Меморандуме по итогам проведения 13-14 октября 2011 г. IV Международного промышленно-экономическом Форума «Стратегия объединения: Решение актуальных задач нефтегазового и нефтехимического комплексов на современном этапе» отмечено: «Одной из важных проблем в строительстве и развитии новых НПЗ, является проблема высоких издержек в реализации инвестиционных проектов, связанных с отсутствием гармонизации отечественных и европейских норм в сфере безопасности и экологии. Председателем Правительства РФ Путиным В.В. подержана необходимость ускорения проведения такой гармонизации». Меморандум был направлен в соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Однако вопрос снова перенесен на 2013г.
18. Совместно с ОАО «ВНИПИнефть» и Подкомитета по автоматизации АНН подготовить план действий по решению проблем в области автоматизированного управления процессами нефтепереработки и нефтехимии и довести эту информацию до Минэнерго России, Минпромторга России и ГК «Ростехнологии».
На заседании Правления АНН 8 июня 2011 года (Протокол № 104) был рассмотрен вопрос «Автоматизация производственных процессов на базе современных технических и программных средств. Состояние и развитие. (Решение Правления АНН, протокол от 24.11.2010 № 101)»
По результатам заседания были приняты следующие решения:
1. Принять к сведению информацию о состоянии и перспективах развития автоматизации производственных процессов на базе современных технических и программных средств предприятий ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Газпром нефть», а также информацию содокладчиков ООО «НПО ТЕХНОКОНТ» и ООО «НПЦ Динамика».
2. В целях выработки мер, направленных на совершенствование систем автоматизированного управления производственными процессами на российских нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях провести «круглый стол» или конференцию с участием специалистов служб главного метролога нефтяных компаний, НПЗ и предприятий отечественного приборостроения.
Итоги «круглого стола» (конференции) довести до Минэнерго России, Минпромторга России, Ростехнологии.
3. Рекомендовать руководителям действующих средних независимых НПЗ (ЗАО «Антипинский НПЗ», ООО «Марийский НПЗ», ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов», ООО «Енисей», ЗАО «Трансбункер-Ванино»), а также вновь проектируемых и строящихся НПЗ (ЗАО «НефтеХимСервис», ООО «Западно-сибирский НПЗ») при формировании программ комплексного развития предприятия предусматривать создание единых операторных управления производством.
4. Создать на выборной основе постоянно-действующий Совет главных метрологов (прибористов) по аналогии с действующим Советом главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и стран СНГ.
Работа по данной проблеме продолжается.
19. Рассмотреть вопрос на заседании Правления АНН о проводимой работе по созданию национального нефтяного института на базе РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.
В Минэнерго России проводится работа по созданию Российского института нефти и газа (РИНГ) на базе РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, как новую структуру ТЭК, экспертный совет по инновационному развитию и модернизации нефтегазового комплекса РФ с государственным статусом.
20. Продолжить работу по возобновлению деятельности ОАО «ЦНИИТЭнефтехим».
7 апреля 2006 г. был совершен рейдерский захват здания, принадлежащего ОАО «ЦНИИТЭнефтехим» на правах собственности, организованный ООО «ТРАНСАЭРО ТУРС ЦЕНТР» с применением судебного пристава и вневедомственной охраны ГУВД Москвы.
С первых же дней после захвата Ассоциация в лице ее Дирекции подключилась к решению этой проблемы. Направлялись обращения во властные различные структуры (Президенту РФ, Правительство РФ, Минэнерго России) и правоохранительные органы, в том числе в Совет безопасности Российской Федерации.
17 августа 2009 г. было направлено письмо Министру юстиции Российской Федерации Коновалову А.В. с просьбой личного вмешательства в решении проблемы, т.к. это беззаконие над стратегическим институтом не может продолжаться дальше. Письмо подписано Президентом Союза Нефтегазопромышленников Шмалем Г.И., Генеральным директором Ассоциации Рябовым В.А. и Президентом Российского Союза Химиков Ивановым В.П.
В письме подробно изложена ситуация, связанная с захватом института.
Сообщение в Следственный комитет при Прокуратуре РФ (СКП) о произведенном преступлении (ст. 159, ч. 4) ни разу не было зарегистрировано, как это положено в Книге регистрации сообщений о преступлениях. Все жалобы скрыты от руководства СКП.
Письмом от 23.09.2010 № АС-110 было направлено обращение Министру энергетики РФ С.И. Шматко о содействии в решении этой проблемы.
По данному вопросу 7 декабря 2012 г. было направлено письмо Министру юстиции РФ А.В. Коновалову.
Результат этих действий сказался положительно.
В настоящее время Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о рейдерском захвате ОАО «ЦНИИТЭнефтехим».
21. Принимать участие в мероприятиях, проводимых Советом главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и стран СНГ.
Принято участие с докладом в работе отраслевого совещания главных механиков 22-23 ноября 2011 г.
22. Принимать участие в работе рабочей группы РГ-6 «По вопросам нормирования требований к нефтепродуктам» Межотраслевого Совета по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе РСПП
Представители Дирекции Ассоциации (Гермаш В.М., Левинбук М.И.) принимали активное участие в работе РГ-6 «По вопросам нормирования требований к нефтепродуктам» Межотраслевого Совета по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе РСПП.
23. Принимать участие в работе Технического комитета по стандартизации № 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы».
Член ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» главный специалист Ассоциации Горячева Ю.Н. рассматривала и давала заключения по проектам российских и межгосударственных стандартов, подготовленных ТК-31 для представления их на утверждение в Росстандарт в установленном порядке.
24. Принять участие в работе «круглого стола», организованного ИнфоТЭК по теме «Налогообложение нефтяной отрасли: взгляд государства, производителя и потребителя» .
Ассоциация приняла участие в работе «круглого стола», организованного ИнфоТЭК.
25. Принять участие в подготовке и проведению VIII Московского международного химического саммита.
Ассоциация в лице генерального директора приняла участие в работе VIII Московского международного химического саммита, состоявшегося 17-18 марта 2011 года.
26. Принять участие в работе Петербургского международного форума ТЭК
В связи с тем, что ООО «ПО Киришинефтеоргсинтез» не участвовало в организации Конференции по нефтепереработке, АНН участие в форуме ТЭК не принимало.
27. Принять участие в работе IV международной конференции «Базовые масла и смазочные материалы России и стран СНГ».
АНН приняла участие 5-7 апреля 2011г. в работе конференции с докладом: « Производство смазочных масел российскими предприятиями-производителями базовых масел» (Соболев Б.А.)
28. Принять участие в работе 1-го Российского Нефтяного конгресса, проводимом Российским национальным комитетом Мирового нефтяного совета.
Ассоциация в лице генерального директора приняла участие в работе-го 1-го Российского Нефтяного конгресса проводимом Российским национальным комитетом Мирового нефтяного совета.
29. Принять участие в работе Московского международного энергетического форума «ТЭК России в XXI веке».
Ассоциация в лице генерального директора 7-8 апреля 2011 г. приняла участие в работе Московского международного энергетического форума «ТЭК России в XXI веке».
30. Принять участие в работе Весеннего форума по нефтепереработке и нефтехимии (организатор Компания ЕРС).
Ассоциация приняла участие в подготовке и работе 18-21 апреля 2011 г. форума по нефтепереработке и нефтехимии.
31. Принять участие в работе IX Международной специализированной выставки «Газ. Нефть. Технологии-2011» (г. Уфа).
Ассоциация приняла участие в подготовке и работе 24-27 мая 2011 г IX Международной специализированной выставки «Газ. Нефть. Технологии-2011» (г. Уфа) и конференции по нефтепереработке.
32. Принять участие в подготовке и проведении совещания межотраслевых рабочих групп «Нефтекокс» и «Нефтебитум».
Ассоциация приняла участие в подготовке и работе 27 мая 2011г. межотраслевой рабочей группы «Нефтекокс» и Международного форума «Рынок нефтяных битумов и гудронов-2011» 2-3 июня 2011г. (Гермаш В.М.).
33. Принять участие в подготовке и проведению Секции «Нефтепереработка и нефтехимия в России: возможности и задачи» в рамках Нефтегазового Конгресса.
Ассоциация приняла участие в подготовке и работе 22 июня 2011 г. секции «Нефтепереработка и нефтехимия в России: возможности и задачи» в рамках Нефтегазового Конгресса.
34. Принять участие в Российском конгрессе по катализу «РОСКАТАЛИЗ».
Ассоциация в лице генерального директора приняла участие 3-5 октября 2011 г. в работе Российского конгресса по катализу «РОСКАТАЛИЗ».
35. Принять участие в работе IV Международного промышленно – экономического Форума «Стратегия объединения: Решение актуальных задач нефтегазового и нефтехимического комплексов на современном этапе». В рамках Форума V Международная Конференция «Современные технологии и оборудование, промышленное строительство в нефтепереработке и нефтехимии.
Ассоциация в лице генерального директора приняла участие в подготовке и работе 13-14 октября 2011 г. IV Международного промышленно-экономического Форума «Стратегия объединения: Решение актуальных задач нефтегазового и нефтехимического комплексов на современном этапе». В.А. Рябов и Б.А. Соболев выступили на форуме с докладом по теме: «Рынок смазочных масел России. Решение актуальных задач».
36. Принять участие в работе Международного нефтепродуктового конгресса (ИнфоТЭК)
Ассоциация приняла участие 31 октября по 2 ноября 2011 г. в работе Международного нефтепродуктового конгресса
37. Принять участие в работе VI Международная научно-техническая Конференция «Глубокая переработка нефтяных дисперсных систем».
Ассоциация приняла участие 16 декабря 2011 г в работе. VI Международная научно-техническая Конференция «Глубокая переработка нефтяных дисперсных систем».
38. Оказывать членам Ассоциации методическую и консультативную помощь в вопросах стандартизации, технического регулирования и другим нормативно-правовым вопросам практической деятельности соответствующих служб предприятий отрасли.
В рабочем порядке членам Ассоциации оказывалась методическую и консультативную помощь в вопросах стандартизации, технического регулирования и другим нормативно-правовым вопросам практической деятельности соответствующих служб предприятий отрасли.
39. Продолжить практику публикации в отраслевых изданиях и другой периодической печати материалов, пропагандирующих деятельность Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, а также информацию о проблемах отрасли.
В журнал «Бурение и Нефть».№5, май 2011 опубликована статья В.А. Рябова «Перерабатывать, а не торговать сырой нефтью». В межотраслевом журнале для главных специалистов предприятий «Химическая техника» № 11/2011 опубликован доклад генерального директора АНН Рябова В.А. и Соболева Б.А. «Рынок смазочных масел России. Актуальные задачи и способы их решения» На V Международном промышленно – экономическом Форуме «Стратегия объединения: Решение актуальных задач нефтегазового и нефтехимического комплексов на современном этапе».
В журнале «Нефть и газ Сибири» № 3 (4) 2011 вышла статья Рябова В.А. «Об актуальных проблемах нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей». В изданиях журнала ИнфоТЭК и «Мир нефтепродуктов» печатались протоколы заседаний Правления АНН.