Протокол №90 от 9.10.2008 заседания Правления АНН

Протокол №90 от 9.10.2008 заседания Правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков. О стратегии размещения новых нефтеперерабатывающих заводов в соответствии с п.10 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 11 июля 2008 г. № ВП-П9-10 ПР и п. 5 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина от 4 июня 2008 года № ИС-П9-8 ПР. Об интеграции участников инвестиционных проектов в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности в форме саморегулируемой организации.

ПРОТОКОЛ № 90
заседания Правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков

 Москва, 9 октября 2008г.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Члены Правления: Баженов В.П., Бурков Г.А. (по поручению Рассадина В.Г.), Галиев Р.Г., Жвакин Д.А. (по поручению Кузьмина И.Г.), Кантышев В.К.(по поручению Кастерина В.Н.), Кадиев Х.М. (по поручению Хаджиева С.Н.), Капустин В.М., Левинбук М.И. (по поручению Мелинга А.А.), Потемкин В.И. (по поручению Злотникова Л.Е.), Ракитский В.М., Рудяк К.Б. (по поручению Нападовского В.В.), Рябов В.А., Рябов К.В. (по поручению Санникова А.Л.), Савинов А.Е. (по поручению Яновского А.Б.), Хурамшин Т.З., Шекера Д.В.

По приглашению: Ананьев В.С. (ЗАО «ИПН»), Басов А.В. (ГУП «ИНХП» РБ), Белявский О.Г. (ОАО «Омскнефтехимпроект»), Бикмухаметов Х.А. (ОАО «АК Востокнефтезаводмонтаж»), Гараев А.А. (ОАО «Татнефть»), Добровинский А.Л. (ЗАО «ПМП»), Едигаров В.С. (ОАО «ВНИКТИнефтехимоборудование»), Жарков Б.Б. (ОАО «ВНИИнефтехим»), Копасёва Л.А. (ОАО «СвНИИНП»), Курочкин А.К., Курочкин А.А. (ООО «НПЦ «Термакат»), Кофанов (ООО «НПК «Кедр-89»), Монько Р.Л. (ООО «Амерол-экотех»), Окнина Н.В. (ОАО «ЭлИНП»), Орлова Н.Ф. (ГУП «Салаватгипронефтехим»), Сулягин Д.Н. (ЗАО НПО «Ленкор-инжиниринг»), Теляшев Р.Г. (ОАО «НижегородНИИнефтепроект»), Томилов А.Ю. (ЗАО «НефтеХимСервис»), Хавкин В.А. (ОАО «ВНИИ НП»), Хурамшин Р.Т.(ОАО «НижегородНИИнефтепроект»), Цивилев В.Е. ( ООО «Амерол-экотех»), Чесновицкий К.Г. (ОАО «ВЕКОН»), Шабалина Т.Н. (ООО «ЮРД-Центр»), Шакун А.Н. (ОАО «НПП Нефтехим»), Шахназаров А.Р. (АНН).

 ПОВЕСТКА ДНЯ:

 1. О стратегии размещения новых нефтеперерабатывающих заводов в соответствии с п.10 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 11 июля 2008 г. № ВП-П9-10 ПР и п. 5 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина от 4 июня 2008 года № ИС-П9-8 ПР.

Докладчик:     В.А. Рябов – генеральный директор АНН

 2. Об интеграции участников инвестиционных проектов в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности в форме саморегулируемой организации.

Докладчик:     О.Г. Белявский – главный инженер проекта по авторскому надзору ОАО «Омскнефтехимпроект»

 3. О приеме в члены Ассоциации

3.1 ОАО «Уфаоргсинтез»

3.2 ООО «Научно-производственный центр «Термакат»;

Докладчик:  В.А. Рябов – генеральный директор АНН

4. Разное

*******************

1. О стратегии размещения новых нефтеперерабатывающих заводов в соответствии с п.10 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 11 июля 2008 г. № ВП-П9-10 ПР и п. 5 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина от 4 июня 2008 года № ИС-П9-8 ПР.

(Генеральный директор АНН – Рябов В.А.)

Данная проблема и пути ее решения обозначены в следующих программных документах:

1. Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 11 июля 2008 г. № ВП-П9-10пр, предусматривающий пунктом 10 поручения Правительства Российской Федерации Минэнерго России (С.И. Шматко), Минэкономразвития России (Э.С. Набиуллиной), Минрегиону России (Д.Н. Козаку), Минпромторгу России (В.Б. Христенко), Минфину России (А.Л. Кудрину), ФАС России (И.Ю. Артемьеву), ФТС России (А.Ю. Бельянинову) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, подготовить и представить в октябре т.г. предложения по мерам, направленным на:

- стимулирование строительства на территории Российской Федерации новых нефте- и газоперерабатывающих и нефтехимических комплексов, в первую очередь, независимых от вертикально-интегрированных компаний, проработав при этом формы возможного участия государства, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства;

- увеличение объёмов производства и сбыта в Российской Федерации нефтепродуктов класса 3 и выше;

- освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин оборудования и технологий, используемых в сфере переработки углеводородного сырья и не производимых в Российской Федерации.

2. Протокол совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина от 4 июня 2008 г. № ИС-П9-8пр, предусматривающий пунктом 5 поручение Минэнерго России (С.И. Шматко), Минэкономразвития России (Э.С. Набиуллиной), Минрегиону России (Д.Н. Козаку), ), Минфину России (А.Л. Кудрину), ФАС России (И.Ю. Артемьеву), ФТС России (А.Ю. Бельянинову) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, подготовить и до 20 октября 2008 года представить предложения по возможным мерам стимулирования строительства новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов на территории Российской Федерации, проработав при этом вопросы освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин оборудования и технологий, используемых в сфере переработки углеводородного сырья и не производимых в Российской Федерации.

В целях реализации решений Правительства Российской Федерации в Минэнерго России издан приказ от 03.09.2008 г. № 59 «О рабочей группе по развитию отечественных нефтеперерабатывающих мощностей», в состав которого вошли представители федеральных органов исполнительной власти, нефтяных компаний, научно-исследовательских и проектных институтов, АНН.

Основными задачами рабочей группы являются:

- анализ и оценка глубины переработки нефти, а также производство нефтепродуктов на период до 2015 года с учетом реализуемых и перспективных планов (программ деятельности) нефтеперерабатывающих заводов;

- подготовка предложений по разработке схемы развития нефтеперерабатывающих мощностей, включая строительство новых нефтеперерабатывающих заводов, в целях обеспечения оптимальных объёмов экспорта нефти и нефтепродуктов с учётом перспективного развития внутреннего и внешнего рынков.

Руководителем рабочей группы назначен директор Департамента нефтегазового комплекса Минэнерго России В.В. Караганов.

25 сентября 2008 г. состоялось первое заседание рабочей группы, на которое были приглашены также представители ряда регионов Российской Федерации.

3. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.

В настоящее время Минэнерго России проводит работу по внесению уточнений в Энергетическую стратегию России на период до 2020 года и ее пролонгации на период до 2030 года.

В целях реализации положений Энергетической стратегии России в настоящее время разрабатывается проект «дорожной карты» развития нефтяного комплекса России до 2030 года.

С декабря 2006 г. в рамках Минпромэнерго России, а затем Минэнерго России действует Межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по внесению уточнений в Энергетическую стратегию России на период до 2020 года и ее пролонгации на период до 2030 года. В составе группы создана Межведомственная рабочая подгруппа по направлению «Нефтяной комплекс». Председателем этой подгруппы назначен академик А.Э. Конторович. Последнее её заседание состоялось 26 сентября 2008 г.

Ассоциацией нефтепереработчиков и нефтехимиков совместно с представителями нефтяных компаний, НПЗ и институтов были подготовлены скоординированные предложения по уточнению Энергетической стратегии в части нефтеперерабатывающей отрасли. На заседании Правления АНН 13 сентября 2007 г. эти предложения были рассмотрены, утверждены и направлены в Минпромэнерго России.

Наиболее важными показателями Стратегии являются такие показатели, как объём переработки нефти и глубина ее переработки, а также уровень потребления нефтепродуктов на душу населения.

Согласно предложениям АНН в проект ЭС-30 объём переработки нефти к 2015 году должен достигнуть 290-310 млн. тонн, уровень потребления нефтепродуктов должен составить не менее 1,6 тонны нефти на душу населения (в настоящее время 800 кг), глубина переработки нефти – 80-85%. При этом должен быть прекращен экспорт мазута.

Данные цифры рассчитаны исходя из предусмотренного ежегодного увеличения ВВП в объёме 6-7%.

Достижение этих объемов могут быть обеспечены путем использования существующих мощностей (загрузка в 2007 году по первичной переработке нефти составила 83%) и их наращивания посредством:

- ввода в эксплуатацию в 2009 году ОАО «ТАНЕКО» мощностью 7,0 млн. т/год;

- наращения действующей мощности на 7 млн. т/год за счет реконструкции в 2010 году ООО «РН-Туапсинский НПЗ»;

- восстановления на Юге России выбывших ранее действующих мощностей по переработке нефти в объеме 20 млн. т;

- строительства новых независимых НПЗ общей мощностью 12 млн. т.;

- ввода в эксплуатацию на Дальнем Востоке на конце нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан, Китай — НПЗ мощностью 20 млн. т/год).

Ассоциация уделяет большое внимание проектам строительства новых независимых НПЗ, не входящих в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Принимая во внимание актуальность для развития нефтеперерабатывающей промышленности вопроса о создании в ближайшей перспективе в ряде регионов России новых НПЗ, этот вопрос дважды рассматривался на заседаниях Правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков (7 февраля и 20 марта 2008 г.).

Были рассмотрены проекты строительства следующих НПЗ :

- ЗАО «Пензенский НПЗ» мощностью 6,0 млн. т/г

- ЗАО «НафтаТранс», г. Кропоткин мощностью 6,0 млн. т/г

- ООО «Новошахтинский НПЗ» мощностью 2,5 млн. т/г

- ООО «Афипский НПЗ» мощностью 3,0 млн. т/г

- ЗАО «Антипинский НПЗ» (Тюменская обл.) мощностью 2,5 млн.т/г

- ОАО «Яйский НПЗ» (Кемеровская обл.) мощностью 3,0 млн.т/г

- ООО «Тихорецкий НПЗ» мощностью 1,5 млн. т/г

Основными недостатками рассмотренных проектов являются:

- вопросы обеспечения заводов нефтью;

- производство нефтепродуктов европейского уровня качества;

- достижение необходимой глубины переработки нефти.

25 сентября 2008 г. в Минэнерго России у Директора Департамента нефтегазового комплекса состоялось заседание рабочей группы по развитию отечественных нефтеперерабатывающих мощностей. На заседании была рассмотрена информация представителей ряда регионов России о строительстве новых НПЗ в Калининградской, Рязанской, Тверской и др. областях.

По результатам данного заседания ОАО «ВНИПИнефть» было поручено подготовить сводный материал по размещению новых НПЗ с учетом предложений регионов Российской Федерации.

Современное размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности России характеризуется неравномерностью, обусловленной ходом развития отрасли в предшествующие десятилетия.

Почти 44 процента современных общероссийских мощностей по первичной переработке нефти размещено в Приволжском федеральном округе.

Почти все российские нефтеперерабатывающие предприятия, кроме ООО «РН-Туапсинский НПЗ», ООО «РН-Комсомольский НПЗ» и ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез» расположены в глубине страны вдали от морских экспортных перевалочных баз, что снижает эффективность экспорта нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья.

В соответствии со сложившимися транспортно-экономическими связями средняя дальность развоза нефтепродуктов по железной дороге с действующих НПЗ России превысила тысячу километров, в ряде случаев дальность транспортировки нефтепродуктов достигала 4000-5000 километров и более, что существенно сказывается на росте цены нефтепродуктов.

Приоритетным направлением следует считать расположение современных нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий на концах нефтепроводов и в приморских зонах (Дальний Восток – район Находки, Запад-Балтика, Север — Мурманск, Юг России – г. Абинск, Краснодарский край и др.).

Это создаст более широкую возможность торговли не только сырой нефтью и дешевыми полуфабрикатами, но и товарной продукцией нефтепереработки и нефтехимии европейского уровня качества, что позволит дополнительно получить доход в бюджет страны многие миллиарды долларов и снизить цену на моторные топлива внутри страны.

По мнению Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков первоочередное строительство новых нефтеперерабатывающих заводов целесообразно предусмотреть в следующих регионах:

- на юге России (Туапсинский НПЗ – 7 млн.т/год, НПЗ г. Кропоткин – 7 млн.т/год, Южный НПЗ – 9 млн.т/год и др.) вместо выбывших мощностей на Кавказе;

- на северо-западе России (Кириши, наращение мощности + 6 млн. т/год, Кингисеппский НПЗ – 12 млн. т/год, Мурманск – 7 млн. т/год и др.) с использованием Балтийской трубопроводной системы – 2 (БТС-2);

- на побережье Тихого океана (Приморский НПЗ 20 млн. т/год);

- отвод нефтепровода на Китай и создание СП с Китаем по переработке нефти на территории Китая – 10 млн. т/год с использованием нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).

Не первоочередное строительство указанных НПЗ на концах нефтепроводов приведет к дальнейшему увеличению экспорта сырой нефти.

 При этом Минэнерго России необходимо рассмотреть вопросы обеспечения нефтью строительства новых НПЗ в указанных объёмах, а также разработать и реализовать Федеральную программу развития отечественного нефтяного и химического машиностроения и приборостроения, обеспечивающую развитие нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса.

Дополнительные предложения по вводу новых мощностей по переработке нефти на последующие 2020 и 2030 годы представлены и будут уточнены в проектах предложений по уточнению Энергетической стратегии России на период до 2020 года и ее пролонгации на период до 2030 года, а также «дорожной карты».

В целях выработки мер по стимулированию предельно возможного использования конкурентоспособного отечественного оборудования при строительстве новых и модернизации действующих нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов Российской Федерации в рамках Комитета по оборудованию АНН было проведено совещание, на котором была рассмотрена деятельность ряда проектных организаций и отечественных предприятий машиностроительных отраслей, их готовность к участию в процессе обеспечения соответствующим отечественным оборудованием вновь строящиеся и модернизируемые технологические объекты. Была создана постоянно действующая рабочая группа по решению проблем продвижения отечественного производителя оборудования в процессе строительства и модернизации нефтеперерабатывающих производств.

Рабочей группе было поручено подготовить обращение в госкорпорации «Ростехнология» и «Нанотехнологии» с предложениями:

- по созданию нормативных государственных актов, регламентирующих комплексные экспертные оценки крупных инвестиционных проектов максимальным использованием в проекте отечественного оборудования;

- о формировании государственных заказов при разработке новых видов перспективного оборудования и приборов, включая достижения в создании новых материалов, в т.ч. на основе нанотехнологий;

- о проведении тендеров по закупке оборудования с участием в составе отборочных комиссий специалистов российских машиностроительных компаний;

- создание системы государственных заказов НИИ и проектным институтам на разработку стратегических и инженерных решений.

Комитету по оборудованию Ассоциации поручено подготовить предложения о создании с привлечением специализированных организаций СНГ:

- холдинга по машиностроительной продукции для нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;

- холдинга по промышленной автоматизации и управлению.

Протокол данного совещания был предложен в качестве информации и поддержан участниками заседания Правления.

Ассоциация также обеспокоена проблемой невостребованности отечественных разработок со стороны российских нефтяных компаний при строительстве и модернизации нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. Данный вопрос неоднократно рассматривался на заседаниях Правления Ассоциации.

Российские отраслевые институты, даже располагая конкурентоспособными разработками и техническими решениями, не выдерживают конкуренции с западными фирмами при проведении тендеров по выбору генеральных проектировщиков при создании новых и модернизации действующих нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в связи с отсутствием опыта оказания инжиниринговых услуг по строительству объектов «под ключ».

Несмотря на имеющийся положительный опыт в проектировании новых и модернизации действующих установок, участие российских организаций в проектных работах зачастую ограничивается строительной и электрической частью.

Для поддержки российских отраслевых проектных и научно-исследовательских институтов необходимо изменить условия проведения тендеров, создавая экономические преимущества для выполнения работ отечественными организациями. Необходим всего 1% от стоимости проекта, чтобы отечественные институты могли полноправно участвовать в проводимых тендерах.

Учитывая важность данной проблемы, носящий государственный стратегический характер, было направлено письмо за подписью генерального директора АНН и 3-х генеральных директоров отраслевых научно-исследовательских институтов (ВНИИ НП, ВНИПИнефть, ВНИИнефтехим – Галиев Р.Г., Капустин В.М., Курбатов П.И. соответственно) и Председателя Научного совета РАН по нефтехимии, академика РАН Хаджиева С.Н. о необходимости оказания финансовой поддержки отраслевым научным организациям за счет бюджетных средств, выделяемых Минэнерго России на проведение прикладных научных исследований в области инвестиционной политики и технического развития, средств федерального бюджета выделяемых на выполнение федеральных целевых программ, и др.

Без государственной финансовой поддержки невозможна успешная реализация научно-технической, проектной, инжиниринговой и строительной деятельности в области переработки нефти и нефтехимии российскими организациями.

По сообщению заместителя директора Департамента государственной нормативно-техниче­ской политики, энергоэффективности и экологии в ТЭК Минэнерго России А.Е. Савинова в Минэнерго России в настоящее время проводится работа по созданию научно-технического совета при Министерстве, который будет рассматривать все вопросы, связанные с решением проблем и развитием топливно-энергетического комплекса, в том числе в области переработки углеводородного сырья.

В состав научно-технического совета будут привлекаться эксперты из числа высокопрофессиональных специалистов отраслевых научно-исследовательских институтов, академии наук, представителей общественных организаций (ассоциаций) и др. для подготовки обоснованных предложений и представления их в Правительство РФ в целях принятия на государственном уровне действенных мер по решению проблем нефтегазового комплекса.

Минэнерго России в настоящее время готовит предложения по созданию при Правительстве Российской Федерации Центр по мониторингу инвестиций в ТЭК России.

Центр инвестиций в ТЭК будет заниматься мониторингом эффективности вложения средств в отрасли.

«Государству небезразлично, каким образом и насколько эффективно работают деньги, вложенные государством в ТЭК», – сказал министр энергетики С. Шматко на совещании по развитию нефтегазового комплекса России 11 июля 2008 г.

По прогнозам Министерства объем частных и государственных инвестиций в отрасль до 2020 года составит 15-17 триллионов рублей. В течение последних трех лет объем инвестиций вырос почти в два раза — с 700 миллиардов рублей до 1,2 триллиона рублей.

В прениях по данному вопросу выступали члены Правления АНН (Капустин В.М, Ракитский В.М., Баженов В.П., Хурамшин Т.З.), представители проектных и научно-исследова­тель­ских институтов, вновь строящихся НПЗ, других организаций (Шакун А.Н, Добровинский А.Л., Бикмухаметов Х.А., Томилов А.Ю., Цивилев В.Е., Левинбук М.И., Чесновицкий К.Г.).

Р е ш е н и е:

 1. Продолжить работу по формированию проектов Энергетической стратегии до 2030 и «дорожной карты» развития нефтяного комплекса России до 2030 года, предусмотрев в них в качестве приоритетных направлений развития нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса расположение современных нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий на концах нефтепроводов и в приморских зонах; разработку и реализацию Федеральной программы развития отечественного нефтяного и химического машиностроения и приборостроения; установление показателей — объём переработки нефти к 2015 году до 290-310 млн. тонн, уровень потребления нефтепродуктов не менее 1,6 тонны нефти на душу населения (в настоящее время 800 кг), глубину переработки нефти – 80-85%; полное прекращение экспорта мазута.

2. Просить Минэнерго России изыскать возможность финансирования работы, порученной ОАО «ВНИПИнефть» решением заседания рабочей группы по развитию отечественных нефтеперерабатывающих мощностей у Директора Департамента нефтегазового комплекса Минэнерго России В.В. Караганова (Протокол от 25 сентября 2008 г. № 04-6пр., раздел II).

3. Просить руководство Минэнерго России усилить руководящий состав структурных подразделений Министерства квалифицированными специалистами в области нефтепереработки и нефтехимии.

4. Поручить Комитету по оборудованию АНН (Зубренков В.И.) подготовить предложения о создании с привлечением специализированных организаций СНГ:

- холдинга по машиностроительной продукции для нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;

- холдинга по промышленной автоматизации и управлению.

 5. Об интеграции участников инвестиционных проектов в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности в форме саморегулируемой организации.

(Главный инженер проекта по авторскому надзору ОАО «Омскнефтехимпроект» – О.Г. Белявский)

С 25 июля 2008 года вступили в силу изменения в Градостроительный Кодекс РФ, внесенные Федеральным законом № 148. Кодекс был дополнен нормами, устанавливающими порядок создания и деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов.

Кроме этого, срок, с которого предусматривалось прекратить лицензирование деятельности по проектированию, строительству, инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения), перенесен с 1 июля 2008 года на 1 января 2010 года. Соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, на смену государственному регулированию деятельности в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов приходит саморегулирование, т.е. регулирование взаимоотношений, ответственность за качество работ возлагаются на сами организации, занимающиеся теми или иными видами деятельности.

Саморегулируемая организация создается по отраслевому признаку и относится к некоммерческим организациям. Такая организация призвана создать стандарты, не только полностью соответствующие законодательным нормам, но и, зачастую, превышающие их.

Федеральным законодательством определены основные цели саморегулируемых организаций:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов.

Сегодня законодательство выделяет следующие виды саморегулируемых организаций:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку и разработку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Для создания саморегулируемой организации необходимо не менее пятидесяти субъектов предпринимательской деятельности.

Любая организация вправе быть членом нескольких саморегулируемых организаций.

Для реализации своих целей саморегулируемые организации наделены полномочием, к примеру, выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям свидетельства о допуске к работам по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов.

Саморегулируемая организация применяет в отношении своих членов предусмотренные ею меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования.

За выполнение указанных работ без соответствующих свидетельств о допуске организации и предприниматели будут привлекаться к административной ответственности. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях была введена соответствующая статья.

Кроме того, при возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов закон устанавливает солидарную ответственность субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций и лиц, выполнивших работы. Выплата средств саморегулируемой организацией осуществляется из ее компенсационного фонда.

Теперь участники строительного процесса, в том числе проектные и изыскательские организации, должны будут выбрать профильное для них строительное объединение, которое и будет представлять их в строительном сообществе.

Для принятия важнейших документов и решений саморегулируемая организация проводит общее собрание членов саморегулируемой организации.

Руководство текущей деятельностью саморегулируемой организации осуществляет постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации, он подотчетен высшему органу управления саморегулируемой организации.

Создается также исполнительный орган саморегулируемой организации, который обеспечивает текущую деятельность саморегулируемой организации в порядке и в пределах, которые установлены общим собранием членов саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация не осуществляет производственную деятельность, суть ее деятельности – установление определенных норм и контроль их исполнения.

Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает:

1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов — документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов;

2) правила контроля в области саморегулирования — документ, устанавливающий правила контроля над соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.

Документы, изменения, внесенные в документы, и решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации или постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, в срок не позднее чем через три дня со дня их принятия подлежат размещению на сайте этой саморегулируемой организации в сети «Интернет» и направлению на электронном и бумажном носителях в орган надзора за саморегулируемыми организациями.

Сегодня каждую организацию в той или иной мере уже затронули интеграционные процессы: например, в процессе проектирования проектировщик вынужден обмениваться информацией и координировать свою деятельность с субподрядчиками и заказчиками. В связи с этим при заключении договоров все участники этого процесса обмениваются регламентами коммуникаций, содержащими основные правила, в соответствии с которыми необходимо предоставлять информацию о ходе проектирования.

Разработаны и направляются субподрядчику дополнительные к ГОСТ 21.101-97 требования по оформлению проектной продукции.

В 2007 году в Омске был создан Российский институт нефти и газа (РИНГ), в который вошли проектные и научные организации города Омска в целях координации комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ в сфере добычи, транспортировки и переработки нефти и газа.

РИНГ – молодое объединение, однако членами РИНГ были разработаны стандарты, требования которых обязательны для всех организаций, входящих в соглашение.

Всем известна Система нормативных документов для проектирования СНДП. Она создана в 1983 году на базе ВПО «Союзнефтеоргсинтез». Комплекс нормативных документов системы охватывает вопросы проектирования предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, дополняющих общесоюзные, отраслевые и республиканские нормативы. Система нормативных документов для проектирования является единой для 9 проектных институтов, входящих в объединение.

По данному вопросу 17 апреля 2008 года в г. Омске на базе ОАО «Омскнефтехимпроект» была проведена конференция «Интеграция деятельности предприятий нефтехимического комплекса на базе стандартов организаций».

Итоги проведенной конференции рассмотрены на заседании Правления 15 мая 2008 г. (протокол № 88), на котором членами Правления было принято решение считать тематику Конференции весьма актуальной, поддержать резолюцию Конференции и провести подготовительные мероприятия по созданию саморегулируемой организации предприятий нефтяной, нефтехимической и химической промышленности в сотрудничестве со всеми заинтересованными организациями, органами исполнительной власти, органами государственного надзора и экспертизы.

Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо отметить, что создание саморегулируемой организации, объединяющей участников инвестиционных проектов в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности не только обеспечит выполнение требований федерального законодательства, но и позволит увеличить эффективность деятельности всех отраслевых проектных организаций, осуществляющих свою деятельность на основе единой нормативной базы, терминологии и методических документов.

 Р е ш е н и е:

1. Считать вопрос интеграции участников инвестиционных проектов в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности в форме саморегулируемой организации актуальным для целей повышения эффективности и координации деятельности проектных и научно-исследовательских организаций при выполнении комплекса работ, связанных с реализацией крупных инвестиционных проектов строительства новых и модернизации действующих нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.

2. Создать инициативную группу, которая будет организовывать работы в следующих направлениях:

- разработка планов работы по созданию саморегулируемой организации,

- разработка правоустанавливающих документов саморегулируемой организации (в том числе, Устава);

- организационная работа по оформлению и регистрации саморегулируемой организации;

- подготовка планов разработки стандартов саморегулируемой организации

- разработка требований к выдаче свидетельств, правил контроля в области саморегулирования, порядка проведения проверок деятельности членов саморегулируемой организации.

Включить в состав инициативной группы Рябова В.А., Хаджиева С.Н., Зугу И.М., Капустина В.М., Галиева Р.Г., Баженова В.П., Добровинского А.Л., Савинова А.Е. (по согласованию).

3. О приеме в члены АНН

В Правление Ассоциации поступили заявления о принятии в члены Ассоциации от ОАО «Уфаоргсинтез» (письмо от 07.10.2008 № 13-08/414) и ООО «Научно-производственный центр «Термакат» (письмо от 10.09.2008 № 818/АО).

В.А. Рябов кратко сообщил об основных направлениях деятельности и планах сотрудничества с этими организациями и предложил принять ОАО «Уфаоргсинтез» и ООО «Научно-производственный центр «Термакат» в члены Ассоциации.

Голосовали (члены Правления и лица, их замещающие):

«За» -16.

«Против» — нет

«Воздержались» — нет

Решение:

Принять ОАО «Уфаоргсинтез» и ООО «Научно-производственный центр «Термакат» в члены Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков.

Генеральный директор:  В.А.Рябов
Секретарь: Ю.Н.Горячева

Добавить комментарий