Протокол №89 от 19.06.2008 заседания Правления АНН

Протокол №89 от 19.06.2008 заседания Правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков. О мерах по выполнению решений Меморандума Конференции «Современные технологии производства масел и присадок к смазочным маслам», прошедшей 4-5 сентября 2007 года на базе ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок». О консолидированных предложениях по внесению изменений (в том числе возможных сроков введения в действие) в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный Решением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118. О приеме в члены АНН ООО «Газпром переработка».

ПРОТОКОЛ № 89
заседания Правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков

 г. Москва, 19 июня 2008 г.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Члены Правления: Галиев Р.Г., Головнин А.А. (по поручению Кузьмина И.Г.), Игнатенко В.И. (по поручению Яновского А.Б.), Кантышев В.К.(по поручению Кастерина В.Н.), Капустин В.М., Левинбук М.И. (по поручению Нетесанова С.Д.), Потемкин В.И. (по поручению Злотникова Л.Е.), Ракитский В.М., Рассадин В.Г., Рябов В.А., Санников А.Л., Хурамшин Т.З.

По приглашению: Борисанов Д.В. (ОАО «СЛАВНЕФТЬ-ЯНОС), Бунаков Б.М. (ЗАО «НАМИ-ХИМ), Золотов В.А. (ГУП 25 ГосНИИ МО РФ), Меджибовский А.С. (ООО НПП «Квалитет»), Осьмушников В.А. (ООО «Газпромнефть-смазочные материалы»), Соболев Б.А.(ЗАО «Транспромсервис»), Теляшев Р.Г. (ООО «ЛЛК-Интернешнл»), Трухан А.М. (ООО «Газпромнефть-смазочные материалы»), Тыщенко В.А. (ОАО (СвНИИНП»), Фадеев В.В.(ООО «ЮРД-Центр»), Филиппов А.А. (ООО «ЛЛК-Интернешнл»), Фролов А.И. (ОАО «СЛАВНЕФТЬ-ЯНОС), Шабалина Т.Н. (ООО «ЮРД-Центр»), Шахназаров А.Р. (АНН), Школьников В.М. (ОАО «ВНИИ НП»),

 ПОВЕСТКА ДНЯ:

 1. О мерах по выполнению решений Меморандума Конференции «Современные технологии производства масел и присадок к смазочным маслам», прошедшей 4-5 сентября 2007 года на базе ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок».

 Докладчики:   ответственные организации по пунктам Меморандума

 2. О консолидированных предложениях по внесению изменений (в том числе возможных сроков введения в действие) в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный Решением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118.

 Докладчик:  генеральный директор АНН Рябов В.А.

3. О приеме в члены АНН ООО «Газпром переработка»

 Докладчик:   генеральный директор АНН Рябов В.А.

 4. О приеме в члены Правления АНН начальника Департамента нефтепереработки ОАО «Газпром нефть» Санникова Александра Леонидовича

 Докладчик:  генеральный директор АНН Рябов В.А.

5. Разное

***************

1. О мерах по выполнению решений Меморандума Конференции «Современные технологии производства масел и присадок к смазочным маслам», прошедшей 4-5 сентября 2007 года на базе ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок».

Генеральный директор АНН – Рябов В.А.

Состояние рынка смазочных материалов является предметом озабоченности со стороны как производителей горюче-смазочных материалов, так и их потребителей.

Резко возросла зависимость российского рынка нефтепродуктов от импорта стратегических составляющих производства топлив и масел – катализаторов, присадок и химикатов, повсеместного внедрения западных технологий. В СССР до 1990г. объем производства присадок составлял примерно 400 тыс. т в год и составляет сейчас 66-76 тыс. т/год. Закрыты мощности по производству присадок на ряде заводов в Уфе, Волгограде, Омске, Новокуйбышевске, Нижнем Новгороде и др.

Импорт присадок и их пакетов сегодня составляет 15-18 тыс. т/год на сумму примерно 55 млн. долл.

Незаинтересованность нефтяных компаний в организации и развитии производства малотоннажных горюче-смазочных материалов (ГСМ) и технологически сложных компонентов и присадок, и связанное с этим широкое применение импортных компонентов в составе ГСМ, используемых для нужд Минобороны России, создает угрозу государственной безопасности страны, как в мирное время, так и в особый период.

Чтобы избавиться от импортозависимости, заводам, выпускающим масла и фирмам, производящим присадки, необходимо выполнить колоссальную программу, чтобы перейти на производство масел европейского уровня. Эта программа должна быть конкретной по каждому НПЗ.

Задача по снижению импортозависимости и организации в России производства современных отечественных присадок является сегодня особенно актуальной в связи с введением в Европе, а в ближайшей перспективе и в России повышенных требований к экологическим характеристикам моторных топлив и масел (ЕВРО-4, ЕВРО-5).

Ассоциация уделяет большое внимание данной проблеме.

1. В рамках Ассоциации было принято решение о необходимости создания единого координационного центра по разработке и производству современных присадок к топливам и маслам. В целях создания такого центра, выработки концепции организационной структуры, функций и задач его деятельности была сформирована рабочая группа, в которую вошли квалифицированные представители ведущих нефтяных компаний, разработчиков и производителей присадок.

По поручению Правительства РФ в Минпромэнерго России с 2007 года ведется работа по корректировке Энергетической стратегии России на период до 2020 года и ее пролонгации на период до 2030 года.

В рамках этой работы Ассоциация совместно с рядом нефтяных компаний, НПЗ, научно-исследовательских и проектных институтов подготовила консолидированные предложения в проект Стратегии в раздел «Нефтеперерабатывающая промышленность», включающих вопросы производства смазочных масел:

«Качество моторных масел должно отвечать эксплуатационным параметрам двигателей.

В процессе модернизации и реконструкции действующих и строительстве новых НПЗ необходимо предусмотреть мощности по производству высокоиндексных базовых масел и эффективных пакетов присадок к маслам различного назначения в целях преодоления отставания в производстве современных моторных масел и ликвидация импортозависимости от поставок зарубежных масел и присадок ним специального назначения.

Приоритетными направлениями научно-технического прогресса в нефтепереработке являются:

- разработка современных смазочных масел с перспективными техническими и экологическими характеристиками;

- разработка гидрогенизационных технологий для производства высокоиндексных базовых масел, освоение процессов изокрекинга и изодепарафинизации;

- разработка современных пакетов присадок к топливам и смазочным маслам, на основе новейших достижений науки, в том числе и с использованием нанотехнологий;

- каталитическая изодепарафинизация масел – новая технология производства высококачественных индустриальных масел, позволяющая увеличить выход масел на 10-15% за счет конверсии парафинов в изомеры.

Разработки по приоритетным направлениям развития нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, осуществляемые отраслевыми научно-исследовательскими и проектными институтами, должны выполняться при государственной финансовой поддержке».

2. Проведена Международная конференция «Современные технологии производства масел и присадок к смазочным маслам» и подготовлен Меморандум конференции. Меморандумом предусмотрены рекомендации различным организациям, имеющим возможность влиять на процесс решения данной проблемы.

3. Направлены письма с копией Меморандума руководителям нефтяных компаний (ЛУКОЙЛ, Роснефть, РуссНефть, Газпром нефть, Башнефть) с предложением предусматривать в программах развития и модернизации дочерних нефтеперерабатывающих предприятий Компании рекомендации Меморандума. (Получен ответ от Компании «Газпром нефть», направившая в Ассоциацию информацию о создании дочерней компании, специализирующейся на производстве и маркетинге смазочных материалов – ООО «Газпромнефть- смазочные материалы». Аналогичные подразделения созданы в ОАО «ЛУКОЙЛ» и ТНК-ВР).

4. Направлено письмо с копией Меморандума в Минпромэнерго России (Яновскому А.Б.) с просьбой оказать содействие в работе с нефтяными компаниями по вопросу необходимости принятия мер, направленных на решение актуальных проблем, отмеченных в Меморандуме.

Доведена также информация о том, что одно из крупнейших международных совместных предприятий по производству присадок к смазочным маслам «Инфиниум» (СП Exxon Camical+Shell Additive) впервые продает часть своих акций.

5. Направлена информация о создании специализированных подразделений по производству смазочных материалов в Башкирию, Роснефть, ВНИИ НП, ЮРД-Центр, НАМИ-ХИМ, ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок».

6. Направлены предложения в Государственную Думу по проекту протокола заседания секции по нефтяному комплексу Экспертного Совета Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, состоявшегося 8 декабря 2005 г. по теме «Современное качество моторных топлив и масел российского производства и мерах по его повышению», включающее предложение по созданию отечественного испытательного центра, аккредитованного и интегрированного в западные системы.

Цель включения данного вопроса в повестку дня настоящего заседания Правления АНН – заслушать информацию ряда организаций, являющихся разработчиками и производителями присадок и смазочных материалов, в свете выполнения решений Меморандума Конференции «Современные технологии производства масел и присадок к смазочным маслам», прошедшей 4-5 сентября 2007 года на базе ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок».

 1.1.  Теляшев Р.Г. (заместитель генерального директора ООО «ЛЛК-Интернешнл»)

 ООО «ЛЛК-Интернешнл» создано в конце 2005 года на базе Департамента производства и продаж масел ОАО «ЛУКОЙЛ» (100% дочерняя структура ОАО «ЛУКОЙЛ», управляющая производством и реализацией масел). В рамках компании консолидирован весь процесс производства и реализации масел, производимых на шести заводах Группы «ЛУКОЙЛ» в России и за рубежом.

Компания выпускает широкий ассортимент базовых, индустриальных, моторных и трансмиссионных масел, отвечающих современным международным стандартам. Сегодня под управлением «ЛЛК-Интернешнл» производится более 40% всех масел в России, и осуществляется их реализация в более чем 20-и странах мира.

В планах «ЛЛК-Интернешнл» к 2010 году выйти на 40%-ную долю рынка масел СНГ и 15%-ную долю на рынке Восточной Европы, а также расширение сети продаж в странах Юго-Восточной Азии.

Согласно Программе перспективного развития планируется выпуск инновационных продуктов.

По итогам работы Компании в 2007 году наибольший рост объемов производства зафиксирован в сегменте синтетических масел – 23% (по сравнению с данными 2006 года). Общий объем производства масел компании составил в 2007г. 1,2 млн. тонн.

В будущем компания не планирует сильно увеличивать объемы производства, а намерена сосредоточиться на повышении качества продукции. При этом в общем объеме производства будет уменьшаться доля минеральных, «ГОСТовских» масел за счет роста производства более современных высокоэффективных продуктов. Также соотношение между экспортом базовых масел и производством готовых масел будет меняться в сторону увеличения производства готовой продукции. На экспорт в настоящее время поставляется около 40% базовых масел, 60% — идет на производство готовых масел.

В 2006-2007 гг. было заявлено к разработке и внедрению более 100 продуктов большинство из них в настоящее время в работе. За это время в рамках программы импортозамещения в линейке масел «ЛУКОЙЛ» появилось 14 новых моторных масел, 29 индустриальных масел и 8 судовых масел.

В секторе моторных масел проделана работа по реформулированию и обновлению продуктов. Этот процесс затронул практически всю линейку моторных масел: ЛУКОЙЛ-Супер, ЛУКОЙЛ-Синтетик, ЛУКОЙЛ-Люкс, ЛУКОЙЛ-Авангард. Были обновлены ранее полученные одобрения от ведущих мировых производителей техники и получены новые – всего за 2006-2007 годы получено свыше 60 одобрений. Среди них – одобрения автопроизводителей BMW, Volkswagen, MAN, Volvo, Mercedes Benz, Porsche, Daimler, Crysler, Renault, МАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, АВТОВАЗ, одобрения производителей двигателей и оборудования MTU, Bosh Rexroth, Denison Hydraulics и др. Таким образом, лидеры мирового автомобиле- и двигателестроения подтверждают высокий уровень качества масел ЛУКОЙЛ. Масла ЛУКОЙЛ используются в качестве масел первой заливки и внесены в карты смазки автомобилей МАЗ, КАМАЗ, АВТОВАЗ, ГАЗ, а также китайских Geely и XZ.

В 2007 году один из заводов группы ЛУКОЙЛ — ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» — перешел с выпуска базовых масле по классификации SAЕ на классификацию SN. Достигнут значительный экономический эффект. Одновременно были предприняты шаги по повышению качества масел, снижению их себестоимости и унификации рецептур. В прошедшем году «ЛЛК-Интернешнл» освоило производство новых экспортных продуктов. На Волгоградском и Пермском заводах началось производство базовых масел по спецификации SN-900, на Пермском заводе освоен выпуск масел SN-2500.

Общий объем экспорта готовых масел в 2007 году по сравнению с 2006 г. вырос на 18%. Наибольший рост объемов продаж произошел в странах Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия) – 21,7%, Украина, Молдова, Белоруссия – 34%, экспорт в страны Восточной Европы увеличился на 44%. Кроме того, в 2007 году «ЛЛК-Интернешнл» вышла на несколько новых экспортных рынков, в частности, на рынок Нигерии.

В 2007 году «ЛЛК-Интернешнл» стало членом Европейской Технической Ассоциации производителей масел (ATIEL) и CIMAC (Международный совет по двигателям внутреннего сгорания).

 Схема снабжения присадками предприятий Группы ЛУКОЙЛ

В ООО «ЛЛК-Интернешнл» поддерживается собственное производство присадок на ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», и организовано производство присадок на СООО «ЛЛК-Нафтан». В результате внедрена принципиально новая схема обеспечения присадками. Около 80% масел ЛУКОЙЛ изготавливается с использованием присадок собственного производства. Достигнуто лидерство в производстве присадок в СНГ. Производство присадок развивается, что подтверждается ростом объемов производства масел.

Объёмы производства продукции СООО «ЛЛК-НАФТАН»

  2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Загрузка производственных мощностей, % 8 26 40 68

 

1.2. Трухан А.М. (генеральный директор ООО «Газпромнефть-смазочные материалы»)

Компания ОАО «Газпром нефть» обеспокоена ситуацией, сложившейся на рынке смазочных материалов, характеризующейся прогрессирующим процессом импорта на российский рынок смазочных материалов и экспорта низкокачественной продукции за рубеж, используемой как сырье для дальнейшей переработки.

В связи с этим руководством Компании в ноябре 2007 года было принято решение о создании дочерней компании ООО «Газпромнефть — смазочные материалы», специализирующейся на производстве и маркетинге смазочных материалов.

Выделение данного бизнеса в отдельное структурное подразделение стало отражением политики головной Компании, направленной на развитие этого бизнеса.

Компания начала свою деятельность в январе 2008 года.

Компания будет вести научные разработки, постановку на производство и производство смазочных материалов, отвечающих современным требованиям к этой продукции.

В рамках Компании создан научный центр по разработке продукции.

Месяц назад была защищена стратегия развития данного бизнеса, которая включает в себя все аспекты модернизации производства и приведения продуктовой линейки к международным стандартам и требованиям российского рынка.

В стратегии отражены государственные задачи по развитию масляного бизнеса как в рамках деятельности ОАО «Газпром нефть», так и в стране в целом.

Перед предприятием стоят задачи по выходу на лидирующие позиции на российском рынке смазочных материалов.

С этой целью запланированы существенные инвестиции в производство масел, в развитие дилерской сети и ребрендинг.

Предполагается, что уже в 2008 году на рынок будет выведена широкая линейка высококачественных моторных масел для коммерческих автомобилей, а к 2009 году будет предложен новый премиумный бренд. Масло под новым брендом будет реализовываться на территории России, в странах Средней Азии, а также на территории Украины и Белоруссии. В перспективе планируется выход на рынки Восточной и Центральной Европы.

Компания выражает свою заинтересованность по участию в деятельности рабочей группы по маслам и присадкам к ним, созданной в рамках Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков. В качестве представителя Компании в составе рабочей группы предлагается кандидатура заместителя генерального директора по производству и технологиям ООО «Газпромнефть-смазочные материалы» — Осьмушников Владимир Александрович.

1.3. Фролов А.И. (Начальник производства масел и парафинов ОАО «СЛАВНЕФТЬ-ЯНОС»)

ОАО «СЛАВНЕФТЬ-ЯНОС» проводит постоянную работу, направленную на повышение качества вырабатываемой продукции и, в частности, по обеспечению качества смазочных масел на уровне 2 и 3 групп по классификации американского нефтяного института API.

Проведен опытный пробег по получению таких масел с использование в качестве сырья остатков гидрокрекинга. Учитывая недостаточное количество такого сырья, необходимо повторить такой пробег после завершения работ по увеличению мощности процесса гидрокрекинга, который будет проведен в конце текущего года.

1.4. Школьников В.М. (Советник генерального директора ОАО «ВНИИ НП»)

Перед наукой и производством поставлена уникальная по сложности задача коренного пересмотра технологии получения базовых масел и присадок к ним для гармонизации всё возрастающих требований к эксплуатационным свойствам товарных смазочных материалов.

Основная проблема в том, что при переходе к европейским нормам по выбросам автомобильной техникой в соответствии с ЕВРО-4 и ЕВРО-5, содержание серы в маслах (сульфонаты, сульфофенаты) становятся значимыми с точки зрения выхлопов в окружающую среду. Необходимо также уменьшать содержание фосфора, т.к. это вызывает отравление катализаторов дожига.

Необходимо обеспечивать снижение содержания серы до 0,03% в базовых маслах. Такая группа базовых масел в большом количестве уже производится в Европе, Америке и Азии (группы 2 и 3 по классификации американского нефтяного института API). В этих условиях ряд типов присадок, выпускаемых в настоящее время, не пригодны для перспективы. Необходимо снижать содержание серы, фосфора, зольность и др. и нет необходимости иметь такое высокое щелочное число в связи со снижением содержания серы и в топливах и в соответствующих базовых продуктах.

В настоящее время ОАО «ВНИИ НП» ведет работы по разработке присадок следующего поколения.

Работы ведутся по заказам Новокуйбышевского завода масел и присадок и ООО «НПП Квалитет».

Используя низкокачественное сырье – алкилбензины Киришского производства институту удалось получить высококачественные сульфонаты различной щелочности (от нейтральных до сверхщелочных).

Разработана технология получения высокощелочных алкилфенольных присадок с использованием импортного сырья, т.к. основной производитель алкилфенолов в России – Нижнекамский НХЗ продает их за рубеж.

Институт осуществляет авторский надзор и научное сопровождение производства сульфонатных и алкилфенольных присадок.

Ведется в институте большая работа по организации производства полиизобутилена и сукцинимидных присадок на его основе. Получены промышленные партии сукцинимидной присадки С-40.

Ведутся исследования по созданию новых антиокислительных и антифрикционных присадок.

1.5 Бунаков Б.М. (генеральный директор ЗАО «НАМИ-ХИМ», Председатель Комитета ААИ по ГСМ)

В Меморандуме конференции пунктами 11 и 14 определены задачи, решения по которым должны принять Минпромторг РФ, Ассоциация автомобильных инженеров, ФГУП НАМИ и ЗАО фирма «НАМИ-ХИМ».

По пункту 11

На протяжении последних 5-6 лет в России активно обсуждается вопрос о строительстве испытательного центра горюче-смазочных материалов, работающего по мировым стандартам и интегрированного в европейскую систему управления качеством ГСМ. Однако практическая реализация этого проекта до сих пор так и не началась.

В тоже время подтверждение стандартам, устанавливающим международные категории качества нефтепродуктов, является необходимым условием для выхода на мировой рынок российских горюче-смазочных материалов, а также для сдерживания экспансии западных производителей ГСМ на внутреннем рынке России.

Вся выпускаемая в РФ и закупаемая импортная автотехника, путем гарантийных обязательств и сервисного обслуживания, сориентирована только на масла западных нефтяных компаний. Предложения российских производителей об использовании их продукции не получают положительных откликов и, в первую очередь, по причине отсутствия у отечественных продуктов сертификатов (лицензий), подтверждающих их соответствие мировым стандартам.

В связи с этим уже сегодня российские производители смазочных материалов несут многомиллионные убытки (более 500 млн. долларов США в год), которые будут прогрессивно увеличиваться с ростом парка современной техники. Рынок заполняется импортом, объем которого, например, по моторным маслам вырос за последние 5 лет в 2 раза и в 2007 г. составил ориентировочно 300,0 тыс.т. Импорт масел для легковых автомобилей превысил 50% от их общей потребности.

Учитывая важность этой проблемы ЗАО «НАМИ-ХИМ» сегодня ведет активные переговоры с рядом западных испытательных центров химмотологического направления о создании в России Международного испытательного центра по ГСМ, оснащенного современным испытательным оборудованием и способным аттестовать топлива, масла и специальные жидкости для различных видов техники по международным стандартам.

Зарубежные партнеры предлагают свои услуги по строительству МИЦ ГСМ в России на условиях предоставления производственных площадей или земельного участка с инфраструктурой, обеспечивающей функционирование испытательного центра (электроэнергия, тепло водоснабжение и т.д.), решения кадрового вопроса, а также наличия гарантий по размещению заказов на испытания.

Сегодня определен земельный участок в Калужской области, получено одобрение местных властей на строительство центра и подтверждение известной немецкой фирмы на участие в этой работе.

Фирма направила письмо в Минпромторг России о своих намерениях и в конце июня будет с визитом в России для осмотра выбранного участка под строительство МИЦ.

Однако нет какой-либо четкой позиции нефтяных компаний в заинтересованности функционирования такого центра на территории России и готовности к размещению заказов на проведение испытаний ГСМ в МИЦ для официального подтверждения ее соответствия мировым стандартам и классификациям.

По пункту 14. Межведомственная комиссия, созданная в государственном формате, показала свою недееспособность и практически прекратила свое существование, не решив ни одного стратегического вопроса и отбросив Россию в химмотологическом направлении еще на 10-15 лет назад.

Между тем, в стране нужен единый дееспособный и прогрессивный координирующий орган по проведению испытаний допуску к производству и применению ГСМ.

Ассоциация автомобильных инженеров Протоколом Правления от 04.06.08 г. № 1-2008 подтвердила целесообразность создания в РФ межотраслевой структуры для координации деятельности по испытаниям и одобрению ГСМ для различных видов техники, а также по разработке методов и оборудования для оценки качества топлив и масел. Этим же протоколом ААИ поручила своему Комитету по топливам и смазочным материалам подготовить предложения по организационной форме, структуре и основным направлениям деятельности такой организации.

Комитет проработал эти вопросы и предлагает для обсуждения:

1. Ассоциации автомобильных инженеров, Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, заинтересованным организациям-производителям и потребителям техники и ГСМ создать рабочую группу по формированию межотраслевой структуры по горюче-смазочным материалам. За основу принять структуру Британского Технического Совета автомобильной и нефтяной отраслей промышленности.

2. В качестве базовых организаций межотраслевой структуры использовать Ассоциацию нефтепереработчиков и нефтехимиков и Ассоциацию автомобильных инженеров.

3. Межотраслевая структура должна представлять собой общественную организацию производителей техники, ГСМ или сопутствующей продукции и компонентов, а также организаций и научных обществ, связанных с двигателестроением, нефтепереработкой, процессами испытаний и исследований ГСМ.

4. В работе этой структуры может быть предусмотрено участие представителей государственных структур для координации действий с ее органами исполнительной власти по вопросам производства и рационального использования нефтепродуктов в России.

5. Межотраслевая структура должна располагать финансовыми средствами, формируемыми из членских взносов ее членов и иметь Положение, предусматривающее распределение этих средств и отчетность.

1.6. Меджибовский А.С. (Президент группы компаний «Квалитет», д.т.н.)

«НПП Квалитет» является производителем большого ассортимента присадок и пакетов присадок. На предприятиях компании выпускаются: 4 вида дитиофосфатных присадок, 4 вида синтетических сульфонатов от нейтрального до сверхщелочного, 2 вида алкилфенольных, а также антиокислительные, депрессорная, загущающие и другие.

«НПП Квалитет» имеет возможность обеспечить отрасль в полном объеме присадками и пакетами присадок, обеспечивающих производство масел от группы В до группы Е по стандартам Российской Федерации или от SB/CB до CG/SL по стандартам API.

Р е ш е н и е:

1. Считать проблему развития современных отечественных прогрессивных технологий производства масел и присадок к смазочным маслам важнейшей задачей государственного значения.

2. Одобрить деятельность и большой вклад ОАО «ВНИИ НП», ООО «ЛЛК-Интернешнл», ООО «НПП «Квалитет», ООО «Газпромнефть-смазочные материалы» в процесс развития отечественной индустрии производства масел и присадок к смазочным маслам, отвечающим современным зарубежным аналогам.

3. Считать положительным фактором в решении проблем, связанных с развитием современных отечественных прогрессивных технологий производства масел и присадок к смазочным маслам, выделение данного бизнеса в отдельные структурные подразделения в крупных российских нефтяных компаниях ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Газпром нефть».

Рекомендовать руководителям других нефтяных компаний рассмотреть вопрос о целесообразности создания аналогичных подразделений.

4. Рекомендовать руководителям НПЗ, имеющих в своем составе процессы гидрокрекинга использовать в качестве сырья остатки гидрокрекинга для производства смазочных масел 2 и 3 групп по классификации американского нефтяного института API.

5. Одобрить деятельность ЗАО «НАМИ-ХИМ» по созданию в России Международного испытательного центра по ГСМ (МИЦ), оснащенного современным испытательным оборудованием и способным аттестовать топлива, масла и специальные жидкости для различных видов техники по международным стандартам.

Рекомендовать руководителям нефтяных компаний и предприятий, производящих топлива, масла и специальные жидкости для различных видов техники, определить свою позицию в заинтересованности функционирования такого центра на территории России и готовности к размещению заказов на проведение испытаний ГСМ в МИЦ для официального подтверждения ее соответствия мировым стандартам и классификациям.

6. Поддержать инициативу ЗАО «НАМИ-ХИМ» и оказать содействие по созданию на базе Ассоциации автомобильных инженеров и Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков саморегулируемой организации в качестве межотраслевой структуры для координации деятельности по испытаниям и одобрению ГСМ для различных видов техники.

7. Утвердить предложенный к рассмотрению состав рабочей группы по маслам и присадкам к ним, включив в его состав заместителя генерального директора по производству и технологиям ООО «Газпромнефть-смазочные материалы» — Осьмушникова Владимира Александровича и генерального директора ОАО «СвНИИНП» — Тыщенко В.А.

 

2. О консолидированных предложениях по внесению изменений (в том числе возможных сроков введения в действие) в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный Решением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118.

Решением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118 утвержден технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Технический регламент вступает в силу через 6 месяцев со дня официального опубликования постановления, т.е. в сентябре 2008 г.

Технический регламент предусматривает в ближайшей перспективе поэтапный выпуск моторных топлив (автомобильного бензина и дизельного топлива), соответствующих экологическому классу автомобильной техники ЕВРО-3,4,5.

Однако уже сегодня ряд нефтяных компаний и НПЗ выражают обеспокоенность в связи с технической неготовностью обеспечения выполнения требований технического регламента в установленные сроки.

По мнению ЛУКОЙЛа, переход на выпуск бензинов Евро-4 с 2010 года для большинства отечественных НПЗ невозможен и требует масштабной модернизации, которая займет четыре-пять лет при условии ограничений по инвестициям, привлечению подрядчиков и закупке оборудования. Аналогичная позиция по данной проблеме и у других нефтяных компаний.

Вызывает обеспокоенность ограничение срока (3 года со дня введения в действие регламента) по выпуску в оборот автомобильного бензина с октановым числом менее 76 и менее 92, учитывая, что на сегодняшний день на таких бензинах работает 50% легковых и 70% грузовых автомобилей страны. Существенное изменение автомобильного парка страны возможно ожидать лишь к 2015 году.

Экономически нецелесообразно также ограничение (3 года со дня введения в действие регламента) по выпуску в оборот дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с нормой 45 по показателю «цетановое число», нормой по показателю «массовая доля серы» не более 2000 миллиграмм на килограмм (0,2 процента массовых), учитывая, что полного исчезновения такой техники не произойдет еще в течение многих лет и потребность в таком топливе не уменьшится.

Кроме того, несмотря на то, что проект регламента многократно рассматривался на совещаниях различного уровня, на заключительной стадии в него был включен ряд требований без необходимых обоснований, согласований и без учета технических возможностей большого количества НПЗ.

В связи с изложенным выше направлено письмо вице-премьеру Правительства Российской Федерации Сечину И.И. (письмо АНН от 06.06.2008 № АС-103 с просьбой поручить соответствующим структурам:

1. Скорректировать редакцию пунктов 5 и 11 регламента, предусмотрев возможность выпуска в оборот соответствующих марок автомобильных бензинов и дизельных топлив на период, пока в стране будет сохраняться потребность в таком топливе автомобильной, сельскохозяйственной и внедорожной техники.

2. Исключить из регламента пункт 18 из-за отсутствия стандартизованных методик контроля сероводорода и летучих меркаптанов в топочном мазуте.

3. В Приложении № 1 к регламенту привести норму по содержанию метанола в автомобильных бензинах в соответствие с европейской нормалью 98/70/ЕС, допускающей содержание метанола в автомобильных бензинах до 3% об.

4. Учитывая различный технический уровень готовности нефтяных компаний к переходу на выпуск моторных топлив европейского уровня, предусмотреть возможность перенесения в порядке исключения установленных регламентом ограничительных сроков по классам по результатам рассмотрения Правительством Российской Федерации программ развития и реконструкции нефтеперерабатывающих производств конкретно по каждой Компании.

5. Дать поручение разработчику регламента подготовить изменение к нему в части включения в регламент требований к моторным маслам и смазочным материалам, учитывая, что в настоящее время российский рынок наводнен фальсифицированными и некачественными горюче-смазочными материалами, что не может не сказаться на экологической безопасности при эксплуатации автомобильной техники.

6. Поручить Ростехрегулированию при подготовке комплекса национальных стандартов, обеспечивающих реализацию требований регламента, предусмотреть пересмотр действующего стандарта на нефть, поставляемую на нефтеперерабатывающие заводы, с установлением в нем более жестких требований к содержанию хлористых солей 2-ой и 3-ей групп. Нефть, содержащая значительное количество минеральных солей, является высоко коррозионным сырьем, способствующим усиленной коррозии технологического оборудования, образованию солесодержащих стоков, утилизация которых технически не осуществима, негативно сказывается на экологической обстановке в промышленных густонаселенных регионах страны, ведет к загрязнению водных ресурсов рыбно-хозяйственного назначения. Необходимо на правительственном уровне решить вопрос по организации максимального солеотделения в сырых нефтях на промыслах.

Р е ш е н и е:

Продолжить работу посредством взаимодействия с разработчиком технического регламента, Минэнерго России, Минпромторга России, Ростехрегулированием, Правительством РФ по внесению изменений (в том числе возможных сроков введения в действие) в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный Решением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118.

 

3. О приеме в члены АНН ООО «Газпром переработка» (Рябов В.А., генеральный директор АНН)           

В Правление Ассоциации поступило заявление о принятии в члены Ассоциации от ООО «Газпром переработка» (письмо от 09.06.2008 № ГП О3/28/5288/01).

В.А. Рябов кратко сообщил об основных направлениях деятельности и планах сотрудничества с этой организацией и предложил принять ООО «Газпром переработка» в члены Ассоциации.

Голосовали (члены Правления и лица, их замещающие):

«За» -12

«Против» — нет

«Воздержались» — нет

Решение:

Принять ООО «Газпром переработка» в члены Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков.

4. О приеме в члены Правления АНН начальника Департамента нефтепереработки ОАО «Газпром нефть» Санникова Александра Леонидовича (Рябов В.А., генеральный директор АНН)           

В Правление Ассоциации поступило письмо ОАО «Газпром нефть) от 30.05.2008 № НК 17/10961 с просьбой ввести в состав Правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков от компании ОАО «Газпром нефть» начальника Департамента нефтепереработки Санникова Александра Леонидовича.

Р е ш е н и е:

Ввести в состав Правления АНН начальника Департамента нефтепереработки Санникова Александра Леонидовича (решение принято единогласно).

Генеральный директор:  В.А. Рябов
Секретарь: Ю.Н. Горячева

Добавить комментарий